0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Светлое будущее на обложке советского журнала

Содержание

Прекрасное — далеко Этот журнал рассказал миллионам жителей СССР о будущем. Но оно так и не наступило

Журнал «Техника — молодежи» десятки лет призывал читателей быть смелыми и любознательными. Миллионы школьников, начитавшись научных статей и фантастических рассказов, мечтали стать инженерами, технологами и космонавтами. Они хотели приблизить будущее.

Любимый журнал, гарантировавший молодежи великое будущее, предсказывал будущее на столетия вперед, выдавая сотни гипотез о том, как будет выглядеть мир в эпоху торжества технологий. Что из этих предсказаний сбылось — изучила «Лента.ру».

Обложка журнала «Техника — молодежи»

Издание «Техника — молодежи» впервые увидело свет в 1933 году. Строго и просто оформленный красный журнал был призван документировать техническое развитие СССР, в частности, тщательно следить за развернувшейся в 1930-е индустриализацией. Как во многих других СМИ того времени, в поле внимания редакции нередко оказывалась военная техника и ее успешное применение. Некоторые полосы «Техники — молодежи» того времени походят на агитационные листовки.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

В 1930-годы у издания появилось «лицо»: сначала обложки получили однотипное оформление (разноцветные выпуски были украшены будто «растворяющимися» порядковыми номерами), а затем на обложках стали публиковать двухцветные рисунки. Они изображали как военные, промышленные или строительные объекты, так и счастливых советских граждан. Этот номер, судя по обложке, посвящен спортивному рвению жителей Союза, которые еще не знают, что через месяц их ждет долгая и кровопролитная война.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

В годы Великой Отечественной войны журнал «Техника — молодежи» почти не прерывал выпуска (кроме краткосрочной паузы в конце 1941 года).

В первые годы войны передовицы в основном изображали боевые подвиги солдат, однако вскоре на обложках появились цветные акварельные картины, изображающие прекрасное технологически развитое будущее.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

На этих обложках мужчины и женщины вместе и наравне строили сложные объекты, летали в самолетах и тестировали новую технику и оружие. Многие изображались на диковинных автомобилях будущего — плоских или двухколесных. Сейчас многие транспортные средства, украшавшие передовицы, кажутся невероятными: космические парусники, шагоходы и пассажирские самолеты-ракеты. Однако некоторые предсказания сбылись — к примеру, суда на подводных крыльях сейчас можно встретить практически везде.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

Особенностью издания стало совмещение в повествовании современных достижений человечества с прогрессивными находками прошлого. Исторические статьи соседствовали с отчетами о ведущихся научных работах и фантастическими рассказами о неведомом будущем, поэтому журнал читали как школьники, так и профессиональные инженеры.

В 1968-1969 годах на страницах «Техники» появился роман Ивана Ефремова «Час быка» — антиутопия, которую через несколько лет запретили. Роман был посвящен космической миссии на планету Торманс, где земляне встретились со своими предками, которые бежали с Земли и построили тоталитарное общество. Весь книжный тираж «Часа быка» был изъят: «наверху» показалось, что роман таким замысловатым образом воспроизводит советскую действительность. Известный советский критик Всеволод Ревич писал, что Ефремов заглянул вперед, предсказав времена застоя и распада державы.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

В начале 1950-х на обложки попадают также и новейшие архитектурные строения — к примеру, московские сталинские высотки. Журнал четко следует трендам современности: описывает большие стройки, призывает осваивать космос. Представлялось, что вскоре СССР будет строить колонии на новых планетах и дружить со внеземными цивилизациями против капиталистического мира. Художники изображали такое будущее очень реалистично. Возможно, дело в том, что иллюстратор журнала «Техника —молодежи» Константин Арцеулов в прошлом был летчиком, а Николай Колчицкий — инженером: это позволяло им изображать фантастические механизмы максимально достоверно.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

В 1950-е в СССР появились кружки для детей. Благодаря журналу «Техника — молодежи» многих из них удалось увлечь моделированием и конструированием. Под эгидой журнала «Техника — молодежи» действовали клубы аквалангистов-любителей, которые искали исторические реликвии в водоемах по всей стране.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

На страницах журнала ученые смело рассуждали о будущем человечества. «Искусственный разум изменит состояние обучения и воспитания детей, регулирование психики, медицины, управление в любых сферах и внедрится во многие области науки. Однако во всем, что я перечислил до сих пор — от роботов до Госплана, — искусственный разум выступает в качестве вспомогательного орудия для человека при переработке информации, как это было до недавнего времени с энергией. Разумные машины служат на пользу обществу, и все очень хорошо», — предрекал в одной из статей, опубликованной в 1960-е, биокибернетик Николай Амосов. Тут же он замечал, что роботизация плохо сочетается с творческой деятельностью, к тому же невозможно представить разум без чувств. Такие же вопросы ставят современные ученые, не понаслышке знающие о том, что такое искусственный интеллект.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

Научно-технический прогресс и космические достижения усилили интерес читателей к журналу. «Техника — молодежи» выходил миллионными тиражами. Помимо умственной работы, в журнале активно пропагандировали физический труд, физкультуру и спорт. В разные периоды истории «Техника — молодежи» заинтересовывала детей и взрослых горными лыжами, пара- и дельтапланеризмом, скейтбордингом и виндсерфингом.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

В 1960-1970-е обложки журнала становятся более сложными: на привычных цветных картинках появляются коллажи, и издание приобретает футуристический вид.

Обложка журнала «Техника — молодежи» с изображением адронного коллайдера

С 1949-го по 1984 год изданием руководил Василий Захарченко. При нем журнал приобрел свое «фирменное» лицо и стилистику. Благодаря ему «Техника — молодежи» могла публиковать фантастические рассказы и романы зарубежных авторов. К примеру, в 1980 году в нескольких выпусках был напечатан роман Артура Кларка «Фонтаны рая» о XXII веке, в котором пассажиров и грузы выводят на орбиту Земли через космический лифт. Автор знаменитых «трех законов Кларка» считал этот роман лучшим своим произведением.

Спустя два года Кларк посетил СССР и пообщался советскими космонавтами (ранее он дружил с некоторыми из них по переписке). А в 1984 году Захарченко намеревался напечатать его роман «2010: Одиссея Два», ставший сиквелом известного по фильму Стэнли Кубрика произведения «2001: Космическая Одиссея». Новый литературный труд Кларка был посвящен космонавту Алексею Леонову и физику Андрею Сахарову (при публикации посвящение убрали).

Читать еще:  ФОРУМ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ

Обложка журнала «Техника — молодежи»

Публикация первых частей романа закончились скандалом. Спустя несколько недель в газете International Herald Tribune вышло разоблачение — оказывается, Кларк дал героям-космонавтам фамилии советских диссидентов, которые отбывали сроки или недавно освободились из заключения. Среди них были участники правозащитной Московской Хельсинкской группы, еврейские активисты и так называемые «антисоветчики». Умышленно ли сделал это Кларк или просто использовал известные фамилии (Орлов, Ковалев, Руденко и другие) — неизвестно. Однако публикацию романа свернули, а в одном из последующих номеров пересказали оставшийся сюжет в нескольких предложениях.

После этого случая главред Захарченко попал в немилость, а журнал оказался в шаге от закрытия. Руководителю редакции пришлось оправдываться за ошибку перед высокими начальниками, однако он все равно лишился работы и места в редколлегиях. Помимо этого, его перестали приглашать на радио и телевидение.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

Позже английский фантаст извинился перед Захарченко и выразил надежду на то, что советские читатели все-таки смогут прочесть его произведение. Целиком роман Кларка в «Технике — молодежи» был напечатан спустя пять лет после этого случая.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

Но обычный читатель был далек от номенклатурных перипетий. «Технику — молодежи» просто любили и ждали, а в 1970-х — 1980-х годах ее можно было посмотреть еще и по телевизору: популярная программа «ЭВМ» («Это вы можете») во многом основывалась на текстах издания, а вел ее главный редактор журнала. Передача не была пересказом статей «Техники». В эфир приходили советские изобретатели, которые презентовали свои новшества — от мини-трактора до платформы для передвижения по лестницам для колясочников, от блинопечки до нового метода выращивания томатов.

Популярную некогда программу решили возродить на современном телевидении. В 2013 году телеканал ОТР выпустил в эфир обновленную передачу, однако после семи выпусков она перестала обновляться.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

После распада СССР журнал преобразился: в руки сотрудников редакции, по-видимому, попали новые технологические продукты, и обложки стали напоминать упражнения для осваивающих графические редакторы.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

В 1990-е редакция пыталась экспериментировать с оформлением обложек.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

В конце XX — начале XXI века российский печатный рынок наводнили новые издания, составившие конкуренцию «Технике». Читатели замечали, что на их фоне издание теряется и кажется неактуальным.

Обложка журнала «Техника — молодежи»

Журнал «Техника — молодежи» существует по сей день при поддержке Роспечати. Научно-популярный журнал не слишком популярен. Легендарное издание, тиражи которого на пике известности достигали двух миллионов экземпляров, как и прежде, пишет о технологиях, но не имеет технологичного и современного сайта, не говоря о мобильном приложении.

Светлое будущее на обложке советского журнала. Какие чудеса публиковали в издании «Техника — молодежи»

Советская периодика — это отдельный культурный пласт для вдумчивого изучения. В СССР любили читать, любили мечтать. И, наверное, никакой другой журнал не мог похвастаться таким объемом воплощенных мечтаний на своих страницах. Впрочем, как и откровенной фантастики, которую не суждено было воплотить никогда. Изучаем обложки издания «Техника — молодежи» и узнаем, о чем думали советские мечтатели в 1950-х годах.

Читайте также

  • Вчера 11:41

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Документальные новости

Видео-новости

Религия

Интернет

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я. самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Вашем городе можно самостоятельно через форму.

Топ 10 новостей последнего часа

  • Алексей Леонков сравнил российскую и украинскую армии и назвал бойцов ВСУ подлыми людьми
  • В РФ выявлено более 33,8 тыс. новых случаев COVID-19 за сутки
  • Ученый Гущин: прививка защищает от тяжелого течения при заражении омикрон-штаммом COVID-19
  • РБК: в России обсуждают изменение названия документа с QR-кодом
  • Путин рекомендовал губернаторам взять вакцинацию под личный контроль
  • В ВОЗ заявили о высоком риске распространения нового штамма COVID-19
  • РБК узнал о планах изменить название документа о вакцинации от коронавируса
  • Новак: Россия пока не видит нужды в срочных мерах ОПЕК
  • Путин поручил главам регионов доложить о контроле за соблюдением ограничений по COVID-19
  • Сенатор Клишас исключил введение ответственности за невыполнение законов о QR-кодах

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

Пластику — нет! Что может сделать житель мегаполиса в борьбе за экологию

Путин поручил главам регионам России контролировать соблюдение ограничений по COVID-19

Лукашенко заявил, что Минск не бряцает оружием

123ru.net — международная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. «123 Новости» — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Ru24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Читать еще:  День 13 августа в истории

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Автор: Александр Павленко

Графический дизайнер и переводчик статей. Занимается исследованием технологий преобразования карт глубины и 3D-моделирования.

Перевод статьи Алёны Сокольниковой для It’s Nice That.

История советского научно-публицистического журнала «Техника — Молодёжи» приоткрывает окно в мир развития советской научной фантастики. В 1930-1990-е годы «Техника — Молодёжи» был главным советским журналом, который организовывал литературно-художественные конкурсы для писателей-фантастов и художников, а также публиковал интервью и произведения известных советских и зарубежных авторов. В этот период журнал часто становился первым изданием, публиковавшим зарубежную фантастику в СССР. Через исследование творчества ключевых художников и авторов журнала можно проследить пути, по которым научная фантастика становилась основным способом отражения общественно-политической тревожности и напряженности данного периода.

На протяжении всей своей истории, эстетика и содержание журнала были разработаны таким образом, чтобы иметь возможность отразить изменения в социально-политической, научной и культурной жизни в СССР. Прослеживается реакция непосредственно на тоталитарный режим Иосифа Сталина, затем на технологические достижения хрущевской оттепели, а затем на экономический застой брежневского периода. От космических путешествий, колонизационных миссий и фантастических космических приключений, к освещению мрачной политической обстановки и исследованию ее психологической глубины и сложности. Развитие журнала «Техника — Молодёжи» дает нам возможность раскрыть потенциал и функциональность советской научной фантастики.

Слева: Иллюстрация Александра Побединского к роману Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», журнал «Техника — Молодёжи» №1, 1957 год. Московский музей дизайна. Справа: Александр Побединский, «Как открыли Луну». Обложка издания «Техника — Молодёжи» №1, 1960 год. Московский музей дизайна.

1930-1950-е годы

Такие журналы как «Техника — Молодёжи» сыграли ключевую роль в развитии и расширении жанра научной фантастики из-за возможности более эффективно распространять новые идеи среди большого количества людей. В 1934 году состоялся Первый Всесоюзный съезд писателей. На нем было объявлено о том, что жанр научной фантастики — это литература для молодежи. На этом съезде было установлено, что научная фантастика должна быть ориентирована на научно-технологическое образование массового читателя в духе социалистического реализма. Этот поворот положил конец авангардным экспериментам 1910-1920-х годов, и, таким образом, началось развитие более прагматичного жанра научно-фантастического эссе без литературного сюжета.

По большей части, научно-фантастические иллюстрации этого периода отображали подробные и увлекательные изображения предпосылок развития социалистического будущего. Их главной особенностью было представление футуристических технологий, которые помогли бы СССР взять под контроль над природными богатствами и ресурсами Земли и строить колонии на других планетах. Внеземные цивилизации часто изображаются как дружественные советскому правительству, в то время как иностранные шпионы, империалисты и капиталисты изображаются как враги, несущие угрозу.

Слева: Константин Арцеулов, иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №7-8, 1944 год. Московский музей дизайна. Справа: Константин Арцеулов, «Ныряющее «блюдце»; иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №5, 1961 год. Московский музей дизайна.

Константин Арцеулов, иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №2, 1949 год. Московский музей дизайна.

Одним из первых иллюстраторов журнала «Техника — Молодёжи» был Георгий Покровский. Он был профессором Военно-воздушной инженерной Академии им. Н. Е. Жуковского, кандидатом технических наук, ученым-физиком, а также генералом-майором инженерно-технической службы, которая специализировалась на направленных взрывах, сверхзвуковой авиации и создании вездехода-амфибии. Г. Покровский считал очень важным то, что научно-фантастические иллюстрации являются продолжением его исследований, поскольку они позволяют преодолевать некоторые ограничения технических чертежей.

Другой художник — Константин Арцеулов — был летчиком высшего пилотажа и конструктором планеров. Во время Первой Мировой войны он был военным летчиком и инструктором в летней школе, где впервые в российской авиации была осуществлена фигура высшего пилотажа «Штопор». К. Арцеулов также был искусным художником, и с детства обучался у своего деда — знаменитого художника-мариниста — Ивана Айвазовского. Между 1932 и 1937 годами, он был отправлен в ссылку по ложному доносу и стал одним из фигурантов «Великой Чистки».

После возвращения в 1937 году, он отказался от карьеры пилота, но продолжал проявлять интерес к авиации и технике через художественные и научно-фантастические иллюстрации для журнала «Техника — Молодёжи», а также других журналов и книг. Среди его самых известных работ — иллюстрации к диафильму «Полет на Луну» (1955). Эти рисунки были основаны на его предыдущих работах для журнала «Знание — сила», выпуска №11 в 1954 году, один из которых, под названием «Из будущего», был посвящен воображаемому полету советской ракеты на Луну. По мнению экспертов журнала, эта лунная миссия должна была случиться в 1974 году.

Профессиональный инженер и художник Николай Колчицкий работал в Центральном Институте авиационного моторостроения. Его иллюстрации часто называют связующим звеном между современной наукой и фэнтези, а многие его идеи были непосредственно заимствованы из научной литературы. Колчицкий также был отмечен за свое мастерство в создании космических и инопланетных пейзажей. Работая в различных техниках живописи, он умел сочетать острые детали с мягкими градиентами и выразительными штрихами при изображении всего разнообразия пейзажей и атмосферы вымышленных планет. В дополнение ко вкладу в развитие журнала «Техника — Молодёжи», в 1950-1960-х годах он иллюстрирует некоторые известные научно-популярные и научно-художественные книги об освоении космоса.

Слева: Николай Колчицкий, иллюстрация к статье «Путь к Луне открыт», журнала «Техника — Молодёжи» №5, 1961 год. Московский музей дизайна. Справа: Николай Колчицкий, фрагмент иллюстрации обложки к книге «Вселенная полна загадок» Феликса Зигеля, 1960 год. Московский музей дизайна.

1950-1960-е годы

Следующим периодом стал расцвет советской фантастики, что было обусловлено в значительной степени растущим успехом советской космической программы в 1950-1960-е годы. Он также был связан с ослаблением цензуры и укреплением международных отношений. Главными идеями, определявшими советскую фантастику в этот период стали идеи полета человека в космос.

Художник Андрей Соколов был независимым автором в журнале «Техника — Молодёжи». Он стремился реалистично изображать космос и черпал вдохновение в первых фотографиях, сделанных в этот период, а также в личном общении с космонавтами. С 1965 года он часто сотрудничал с художником и космонавтом Алексеем Леоновым — первым космонавтом, побывавшем в открытом космосе. Однако, часто их коллективные описания советских космических кораблей были преднамеренно неточными, так как советская космическая программа была строго засекречена.

Читать еще:  Журнальный стол Штурвал

Для иллюстрированной книги 1967 года, под названием «Ждите нас, звезды!», Соколов и Леонов создали научно-фантастическую визуализацию космического лифта, который был основан на идеях Циолковского (1895 года) и технических расчетах Юрия Арцутанова (1960 год). Британский писатель Артур Кларк позже признал, что черпал вдохновение из этой иллюстрации для написания романа «Фонтаны Рая». Действительно, в первом издании этого романа на обложку помещена иллюстрация Соколова и Леонова.

Важно, что развитие жанра научно-фантастической иллюстрации позволило художникам преодолеть ограничения социального реализма. Например, в серии открыток Соколов и Леонов разработали покадровую структуру повествования, которые начинались реальными событиями, а завершались чистой фантазией. Следующим их нововведением была идея разделения картинки на две части, в одной из которых изображаются реальные космические корабли в полном цвете, а в другой показывается черно-белое изображение далекого будущего.

Дизайнер и художник-график Александр Побединский был и иллюстратором, и членом редакционной коллегии журнала «Техника — Молодёжи». Его влияние на визуальный облик журнала был весьма значимым. Побединский был широко известен не только своими рекламными плакатами, которые имитировали соцреализм, но и сложными психологическими особенностями его книжных персонажей. Среди его самых популярных произведений — иллюстрации к социально-философскому роману Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», опубликованному в журнале «Техника — Молодёжи» в 1957 году.

Сам Иван Ефремов был одним из первых советских писателей, который сумел создать очень подробный и сложный мир в далеком будущем. В «Туманности Андромеды», и нескольких своих последующих романах, он описывал так называемое «Великое Кольцо» — космическое сообщество цивилизаций, которые достигли высокого уровня технологического, физического и нравственного развития. Иллюстрации Побединского помогли читателям визуализировать это идеализированное общество будущего, а также сценарии поведения и облика граждан. Ефремов представил этот футуристический сценарий как полемику, направленную против романа американского писателя Эдмонда Гамильтона «Звездные короли» (1949 года). Ефремов культивирует сильную убежденность в том, что высокотехнологическое будущее приведет к периоду социальной справедливости и гуманизма, без войн и борьбы за власть.

Слева: Николай Недбайло, «Живые паруса. На межгалактической станции связи будущего». Оригинальная иллюстрация для творческого конкурса «Мир в 2000 году», опубликована в журнале «Техника — Молодёжи» №6, 1972 года. Семейная коллекция Николая Недбайло. Фото Егора Недбайло для naivizm.ru. Справа: Николай Недбайло, оригинальная иллюстрация для творческого конкурса «Мир в 2000 году». Семейная коллекция Николая Недбайло. Фото Егора Недбайло для naivizm.ru.

1960-1980-е годы

С середины 60-х годов, тема завоевания космоса и разных планет стала восприниматься как тривиальность. Будучи некогда фантастическим сном, местом новых возможностей, космос, вместо этого, стал фоном для приключений героев, которые должны были решать различные психологические, этические, социальные и философские проблемы. Как в научно-фантастических романах, так и в иллюстрациях художников, психологический реализм и глубина персонажей стали более важными аспектами, нежели техническая точность и научная достоверность. Это выражается в утверждении Артура Кларка, что из всех иллюстраций для романа «Фонтаны Рая» он предпочел работы художника журнала «Техника — Молодёжи» Роберта Авотина, из-за его особенности более точно визуализировать главных героев.

В конце 60-х и 80-х годов был отмечен сдвиг в сторону психоделического графического стиля и более сложного повествования, которое широко затронуло советскую визуальную культуру. Дизайн журнала «Техника — Молодёжи» также изменился под влиянием концептуальных произведений Роберта Авотина, который постоянно экспериментировал с различными графическими стилями.

Слева: Роберт Авотин, «ЭЛИН — иллюзион современных городов», иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №9, 1973 год. Московский музей дизайна. В центре: Роберт Авотин, «Космическая регата», иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №8, 1979 год. Московский музей дизайна. Справа: Роберт Авотин, «В лабиринтах молекулы-гиганта», иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №12, 1973 год. Московский музей дизайна.

В этот период журнал «Техника — Молодёжи» последовательно организовал несколько научно-фантастических художественных конкурсов и выставок. Они обеспечивали пространство для обширных экспериментов, и помогли читателям познакомиться с работами талантливых советских художников нонконформистов, таких как Николай Недбайло и многие другие самодеятельные художники. Например, Геннадий Голобков — победитель нескольких конкурсов — был известен своими яркими и насыщенными иллюстрациями далекого будущего. Однако, лишь немногие люди знали, что художник был парализован с 16-летнего возраста и умер молодым, в 26 лет, с карандашом в руке.

В этот период в значительной мере возросло уникальное и стилистическое многообразие советской научной фантастики. Это отразило изменения в общем культурном настроении и социальном воображении, которое переместилось с романтизированных образов будущего в пост-апокалиптический и мрачный мир. Эти изменения возникли в период экономического застоя и ужесточения цензуры брежневской эпохи. Научно-фантастическая литература отражала критический и ироничный взгляд на общество, что впоследствии стало неотъемлемой частью советской подпольной субкультуры.

Вопросы, поднимаемые журналом «Техника — Молодёжи» в 1968 году начали провоцировать рост цензуры в этот период. Некоторые поднимаются в романе «Час быка» Ивана Ефремова. История, которая изображает тоталитарный режим на планете «Торманс», была официально запрещена в СССР. В результате этого запрета, подобные темы стали подниматься редко. Стоит также предположить, что иллюстрации Александра Побединского к этому роману, также были подвергнуты цензуре; один из четырех диктаторов, размещенных на рисунке к роману Ефремова, напоминал бывшего Генерального секретаря Никиту Хрущева. Тем не менее, многие из запрещенных книг и журнальных публикаций, особенно романы братьев Стругацких, продолжали тайно распространяться среди многих полу-официальных клубов любителей фантастики.

Иллюстрация Юрия Макарова к роману братьев Стругацких «Обитаемый остров», 1971 год.

Конец золотой эры журнала «Техника — Молодёжи», как ведущего издания советской научно-фантастической субкультуры, может быть отмечено увольнением в 1984 году Валерия Захарченко — главного редактора журнала. Увольнение было связано с публикацией первых страниц романа Артура Кларка «2010: Одиссея 2» (1982 года), в которой несколько персонажей были названы в честь советских диссидентов.

Слева: Геннадий Голобков, «Белка с Земли», иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №3, 1974 год. Московский музей дизайна. Изображение предоставлено Юрием Зубакиным. Справа: Геннадий Голубков, «Сеятель», иллюстрация обложки журнала «Техника — Молодёжи» №3, 1974 год. Московский музей дизайна. Изображение предоставлено Юрием Зубакиным.

20 обложек журнала «Советский Союз» с идеальной жизнью в СССР

Поделись с друзьями!

Посмотри супертемы

  • vpolyak.
  • 25/12/2018, 16:57
  • anali69
  • 25/12/2018, 11:45
  • sergey_.
  • 25/12/2018, 10:59
  • vpolyak.
  • 26/12/2018, 19:17
  • Black Cat
  • 25/12/2018, 02:12
  • klemina.
  • 24/12/2018, 20:28
  • qvasdopil
  • 25/12/2018, 19:23
  • mamavis
  • 24/12/2018, 23:21
  • ig130013
  • 16/01/2019, 04:42
  • Засранн.
  • 27/12/2018, 13:38
  • knv0510
  • 16/03/2019, 11:28
  • mrshmirer
  • 27/12/2018, 14:12
  • Засранн.
  • 14/03/2019, 12:46

это верно! сейчас пропаганда хорошо идет только скрытая, под видом правды, манипуляции стали очень умными, это и радует, мозг не расслабится. самые умные хвалители кремля добавляют в материал какого-нибудь русофоба-клоуна, глядишь — вроде и второму мнению дорогу дали. все по-правилам, а вывод напрашивается нужный — кремль молодец.

раньше все было скучно, тухло: лозунги, ханжество в эфире, нафталин, никакого шоу

Источники:

http://lenta.ru/photo/2019/11/05/technic/

http://123ru.net/life/227750715/

Советское видение будущего: наследие и влияние художников журнала «Техника — Молодёжи»

http://back-in-ussr.com/2018/12/20-oblozhek-zhurnala-sovetskiy-soyuz-s-idealnoy-zhiznyu-v-sssr.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector