2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самодельная акустика для лампового усилителя

Самодельные акустические системы для лампового усилителя

  • alexzender 19 сентября 2017
  • Самоделки для радиолюбителейзвук

Недавно в Мире Самоделок публиковалась статья о самодельном ламповом усилителе, сегодня пришла очередь рассказать как сделать своими руками акустику для лампового усилителя.

Хотите классную акустику? Не престижную, от известных фирм, а именно классную, выдающую детальный, глубокий, атмосферный и достаточно энергичный звук? Если вы живете не в замке и не планируете озвучивать стадион или пытаться произвести впечатление на соседей тремя этажами ниже, а хотите наслаждаться музыкой, возможно, мой рецепт акустики именно для вас.

Есть вещи, которые очень хочется сделать, но останавливает отсутствие средств, материалов, оборудования и т.п. Но очень хочется… Дал себе пенделя, и понесло… По принципу: «Хочу, потому что нравиться!» и потому, что надо наконец сделать акустику для моего Magnifique Evolution. Хотелось собрать АС, хорошо звучащую, и в большой и в маленькой комнате, и при этом изящную, а не шкафаподобную. Всё-таки – элемент интерьера. В любом случае это должна быть напольная АС, так как «полочники» все равно надо ставить на стойки.

Созидание

Для лампового однотакта динамики я выбрал тоже «ламповые»: 4ГД-35 (4ГД-36) и 3ГДВ-1 (2ГД-36), широко известные по советским радиолам.

3ГДВ-1 (паспортные данные):

  • Диапазон частот: 3150- 20000 Гц;
  • Неравномерность АЧХ: 14 дБ;
  • Чувствительность: 90 дБ;
  • Рабочая мощность: 2 Вт;
  • Коэффициент гармоник в диапазоне частот 4000 – 10000 Гц: 3 %;
  • Сопротивление: 8 Ом;
  • Паспортная мощность: 3 Вт;
  • Долговременная мощность: 3 Вт;
  • Кратковременная мощность: 6 Вт;
  • Частота основного резонанса: 1200 – 2000 Гц;
  • Масса: 0,11 кг.

4ГД-35 (4ГД-36) (паспортные данные):

  • Диапазон частот: 63 – 12500 Гц;
  • Неравномерность АЧХ: 16 дБ;
  • Чувствительность: 92 дБ;
  • Рабочая мощность: 0,8 Вт;
  • Коэффициент гармоник при рабочей мощности: 125 Гц:7 %, 200 – 300 Гц: 5%, 1000 – 8000 Гц: 3%;
  • Сопротивление: 4 Ом;
  • Паспортная и долговременная мощность: 8 Вт;
  • Кратковременная мощность: 15 Вт;
  • Полная добротность: 1,4 (±0,3);
  • Частота основного резонанса: 65 Гц (+20, -15);
  • Размеры: Ø 200 х 75,6 мм.;
  • Вес: 0,88 кг.

По моим сравнительным замерам оказалось, что 4ГД-36 и 4ГД-35 имеют одинаковую АЧХ, но 4ГД-36 звучали более комфортно для слуха.

Рассматривалось четыре варианта оформления:

  1. Открытый ящик. Полуоткрытый ящик.
  2. Закрытый ящик. Ящик с «лазом для кота».
  3. TQWP – (TaperedQuarter-WavePipe – Расширяющаяся Четвертьволновая Труба).
  4. Четвертьволновый резонатор (TwinPipe) по образу Castle Knight 5, от британской Castle Acoustics.

Все варианты заслуживают внимания и показали определённые достоинства и недостатки в звуке, хотя официально эти динамики предназначены для открытого оформления.

Напилив и наломав кучу досок, делюсь результатами.

Открытый ящик. Классический легкий звук. Многим может понравиться, но отражения от стен не позволяет построить ясную сцену. Если корпус сзади закрыть куском войлока (около 1 см толщиной), то ситуация несколько исправляется. Такая конструкция (называется: апериодическая нагрузка) показала самую лучшую линейность, но при этом более скромные динамические показатели и чувствительность. Построение сцены тоже не впечатлило. Всё очень уж академически правильно, но сухо. В комнате 10 кв. м слушать ещё можно, а вот в двадцати метровой стало скучно – слабая атака.

Ящик со звуковым портом спереди. Просто и довольно эффективно. Низа выпирают, остальное в нормах приличия. Чувствительность и динамика средние. Для комнаты в 20 метров может и подойдет, но в 10 метровке «буянит».

Поскольку хотелось чего-то с изюминкой, я остановился на варианте «из рыцарского замка». Да и фактически, Twin Pipe продемонстрировал самую большую чувствительность и лучшие возможности по регулировке басов, чем популярный TQWP. Звучание легкое, агрессивное и открытое. Басы адекватны и в маленькой и в большой комнате. Сцена и детальность радуют. Линейность, правда, у этого «мустанга» совсем не хайфайная: 18db (относительный замер в резонирующей комнате), при определенной настройке резонатора можно опустить и до 14db. Единственный существенный недостаток – звук отдает «коробкой». Виноват в этом звуковой порт на передней панели. Бороться с этим можно плотным заглушением корпуса различными материалами, но падает чувствительность и тогда теряется смысл выбора такой конструкции.

Вообще, все звуковые порты и фазоинверторы служат для вывода наружу всяких утробных звуков, так что если нет желания слушать, как звучит нутро, лучше ими не пользоваться.

У Ронни Дио на альбоме «Дурной сон» есть такая песня — «Все дураки заплывали далеко». Это видимо про меня, и теперь я горжусь этим.

Итак, что я изобретаю? Велосипед с квадратными колёсами…, взяв за основу динамик для открытого оформления… Проблема в том, что для хорошей атаки акустике нужна задняя стенка. Возьми я 10ГДШ-1-4 и такие вопросы вообще б не возникли. Его, что в ящик, что в большой ящик с фазиком, поставь — будет «петь». Но я уже «заплыл далеко». Корпус под 4ГД-36 готов, и это ЗЯ!

Тестим и слушаем….

Независимо от стиля музыки, звук агрессивный и жесткий, как на концерте хеви метал. Барабаны и гитары пробивают стены и уши. Насладившись такой «радостью», я захотел вернуться к музыкальности.

Куда «плыть» теперь? Возвращаюсь к апериодической нагрузке, но теперь с добавлением синтепона. Распушенный синтепон укладываю волной, а зад АС закрываю войлоком 5 мм толщины.

Читать еще:  Ловля фидером на сильном течении

Вот он! Нужный мне музыкальный звук получен. Лёгкое открытое звучание, не травмирующее слух, но обладающее достаточной динамикой. Даже барабанное вступление Ле Бинкса к песне Judas Priest Better by you, better than me звучит по-концертному убедительно. Устраиваю «глубокое» прослушивание… Прошло три месяца…

Заключение

Сначала о плохом. Акустика и мой однотакт совсем не «дружат» с современной компрессированной музыкой и с музыкальными стилями повышенной плотности и напористости, будь то электроника или треш метал и подобное. На выходе скрипящая каша.

О хорошем. Классический хеви метал воспроизводится хорошо (но не сногсшибательно). Хард рок — неплох. Очень органично звучат Led Zeppelin и вообще ранний рок, до 1976 года (видимо старые технологии записи дают знать). Электроника: Kraftwerk, Yello, Enigma, Era, B-Tribe.

О великолепном. Антонио Вивальди и вообще скрипичная классика. Камерный джаз, типа Дианы Крол и подобн. Все вокальные партии всех певцов великолепно воспроизводятся связкой Magnifique Evolution & Magnifique Accustic. С претензией на роскошь!

Рецепт и ингредиенты

Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.

Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.

Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.

Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.

Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».

Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.

Подключение динамиков синфазное.

Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».

Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).

Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.

Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.

Спасибо за внимание и желаю успехов.

Приложение

Рассуждения по поводу

В сети широко распространено мнение, что конструировать АС можно, только если вы имеете в своем арсенале профессиональный измерительный микрофон, а ещё лучше, шумомер, (например: ВШВ-003) и основательно задемпфированную, заглушенную комнату, без резонансов. Далее надо досконально изучить работу программ проектирования и моделирования. И уже на их основе, из особых аудиофильских материалов сделать действительно «правильную АС».

Все это отчасти, правда. Отчасти… Точнее не совсем, правда. То есть, в реале, будет совсем не так.

Даже если у вас в кладовке завалялся ВШВ-003 или его аналог, измеренная АЧХ, в условиях городской квартиры, будет изобиловать резонансными искажениями, перечеркивающими всю потенциальную точность измерительного оборудования. По этой же причине не следует «охотиться» за какими-то особыми микрофонами, типа PanasonicWM-61A.

Программы проектирования корпусов АС, конечно, помогают ориентироваться, но чисто виртуально.

Главное это концепция и желание её воплотить на основе здравого смысла и соразмерности. Живой эксперимент всегда покажет, что лучше, а что хуже звучит в конкретной обстановке, для которой и создается АС. Например: динамику нужен воздух – это факт, поэтому не стоит зажимать его в тесный закрытый ящик, но и не надо ставит его в огромный шифоньер. Его установочные размеры уже указывают на минимальные пропорции корпуса АС в ширину, а в глубину и высоту, статистически, это в два раза больше. Высота динамика от пола влияет на прозрачность и плотность низов и определяется только эмпирически в конкретной обстановке, и ни как не по мудреным программам, замкнутым на самих себе.

Ещё больше творчества предусматривает процесс демпфирования корпуса разными материалами (войлок, линолеум, вата, синтепон и пр.). Сделав все правильно, по рекомендации борьбы с резонансами, можно полностью убить музыку в звуке.

Коэффициент демпфирования и импульсные характеристики вашего усилителя заставят работать, спроектированную вами АС, только так как им угодно, нарушая все правила и каноны. Вывод – экспериментировать, слушать и соотносить с относительными замерами. Эти замеры можно спокойно делать с помощью простого измерительного микрофона, собранного из дешевого китайского микрофона и любого линейного усилителя на одной микросхеме. Далее подключайте его, хоть в звуковую карту, или по-старинке «гудите» с генератором и милливольтметром.

Я свой измерительный микрофон сделал на базе китайца с ничего не значащим именем JM901,и линейным усилителем на К157УД2. Собрал я его лет 15 назад, просто ради интереса и засунул в кладовку. Теперь, вдруг, он пригодился и прекрасно справился со своей задачей.

Автор статьи “Акустические системы для лампового усилителя” Alexzender

payaem.ru

Паяем — Все о электронике

Колонки для лампового звука

Данные колонки отлично подходят для ламповых усилителей. Сейчас покажем вам как их сделать самому.

В этих колонках используются динамики 4ГД-35

и 3ГД-31

Здесь высокочастотный динамик полностью разобрали, затем поверхность корзины, которая внутри, была обклеена войлоком, а диффузор обработан специальной пропиткой. Широкополосный динамик использован без каких либо изменений.

Вот представлен чертёж корпуса и его размеры. Объем его составляет 51,5 л.куб.

Корпуса изготовлены из ДСП, толщина — 16 мм. Нижняя часть корпуса сделана из пары слоёв ДСП. Всё склеяно клеем «Столяр»

и стянуто шурупами. Боковые стенки дополнительно скреплены между собой парой брусков. Задняя стенка съёмная и прикрепляется к корпусу с помощью шурупов. На нижней части обоих корпусов установлены по четыре пластиковых ножки.

Площадь отверстия фазоинвертора должна быть примерно равна площади диффузора используемого широкополосного динамика. Высота верхней части отверстия — 25 мм.

Изнутри стенки корпусов покрыты одним слоем подложки из синтетики для полов толщиной 3 мм. Подложка установлена на корпусах с помощью шурупов. Поверхность корпуса, в том месте где фазоинвертор, не покрывается подложкой. Внутренний объём корпусов, напротив двух динамиков, заполнен синтепоном на 2/3 глубины, а оставшаяся третья часть заполнена валиком из ваты. Синтепон необходимо закрепить изнутри корпуса так, чтобы внутренняя часть широкополосного динамика легко сообщалась с фазоинвертором и не касалась корзины динамика.

Читать еще:  Датчик уровня пневмоподвески: максимальный контроль современной подвески

Снаружи на корпуса нанесён натуральный шпон и два слоя мебельного лака. На заднюю стенку нанесена алкидная краска.

Высокочастотный динамик подключён через неполярный конденсатор Jantzen ёмкостью 2,2 мкф.

Если корпуса сделаны правильно, то эти колонки выдают ровное и сбалансированное звучание. Гул и шумы отсутствуют полностью (если конечно ваш усилитель тоже хорош). Что касается НЧ (т.е. баса), то их предостаточно.

Мой опыт перехода на авторский ламповый тракт

Предвзятого отношения к ламповой технике у меня никогда не было, но в моей домашней системе до недавнего времени бывали только транзисторные усилители. Бывали и надолго в ней не задерживались, в аудиофилии стойкая ремиссия наступает редко. Всегда чего-то не хватало, а именно, располагающего к долгому прослушиванию звука, с максимально просторной стереосценой.

Предисловие

Много раз у меня возникали мысли о ламповом усилителе, но цены на фирменные аппараты из интересующего сегмента, легко переваливающие за миллион, были далеко не в моем бюджете. Был вариант попробовать авторские изделия, вот как раз к ним у меня было отношение не то чтобы пренебрежительное, но настороженное. Но случилось так, что, находясь на очередной прослушке, я был очень впечатлён звучанием авторского лампового усилителя на лампах 300В. Правда, подключен он был к АС на широкополосных динамиках, особенности звучания которых не совсем мне подходят. А когда я узнал, что автором усилителя является наш земляк, гуру лампостроения, у которого можно заказать усилитель под свои требования, окончательно утвердился во мнении, что нужно этот шанс использовать.

Забегая вперед, скажу, что я ни разу не пожалел, что ввязался в эту авантюру и результатом остался доволен. Не очень красиво «хвалить свою капусту», поэтому, постараюсь вести сдержанное, насколько это возможно, повествование. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен.

Мастер

Не откладывая дело в долгий ящик, я созвонился с данным мастером, договорился о встрече, погрузил свои колонки в машину и поехал к нему в загородный дом. По иронии судьбы, я этого человека уже лет 20 как наблюдал на местном радиорынке, но, к сожалению, не был с ним лично знаком.

Если коротко, то мне был проведен ликбез по ламповым усилителям, в которых я разбирался лишь в общих чертах. Конкретно про мою ситуацию (трехполосные колонки с низкой чувствительностью) было сказано, что ситуация сложная, но решаемая. Как раз в наличии оказался подходящий усилитель на мощных лампах (КТ-150), который еще не успел забрать заказчик. Я обещал высказываться сдержано, поэтому подробно свой культурный шок описывать не буду. Скажу лишь, что это было именно то, что я искал. Но больше всего порадовал сам мастер, очень душевный человек, для которого аудиотехника ни коем образом не бизнес, а дело всей жизни. Раз ни о каких заоблачных ценах речи не шло, мы быстро договорились. Сразу же заказал себе такой же усилитель, а заодно и ламповый же фонокорректор, т.к. проигрыватель винила в моей системе тоже имеется. Единственное что, меня не устроил внешний вид аппаратов. Поэтому я решил изготовить корпуса на заказ.

Корпуса

Как оказалось, изготовить приятный внешне и подходящий по всем параметрам корпус для лампового усилителя задача нетривиальная. Стенки корпуса должны быть толстыми, чтобы не прогибаться под многокилограммовыми трансформаторами, коих аж 5 штук. Отверстия под лампы, разъемы и переключатели должны быть рассчитаны и вырезаны с точностью до миллиметра. А еще нужны внутренние экраны, щели вентиляции и т.д. В результате пришлось создавать 3D-модель, чтобы все детали можно было согласовать окончательно.

3D- модель усилителя

После изготовления корпуса из стали, а передней панели из алюминия, все отверстия были вырезаны с помощью лазерной резки. Дальше корпус был отдан на покраску. С фонокорректором все оказалось несколько проще. Единственное что, пришлось подгонять его внешней вид и высоту под корпус усилителя, чтобы они смотрелись в едином стиле. Для пущей красоты, ручки, ножки и прочая мелочь были заказаны готовые, на алиэкспресс.

Оставалась еще одна, немаловажная, вещь — нанесение надписей на передние панели. Т.к. я изначально хотел корпуса именно в черном цвете, вариант с нанесением надписей лазерной гравировкой отпадал. Пришлось искать конторы, которые могли бы с этим справиться. Первым логичным вариантом была шелкография. Но из-за пары панелей никто браться не хотел, а при минимальном заказе в 20 штук, цена уже выходила не совсем адекватная. Следующим вариантом были фирмы по изготовлению всяческой рекламы с их продвинутыми принтерами. В большинстве мест, куда я обращался, мне отказали, либо сославшись на то, что поверхность панелей шершавая и краска поплывет, либо на то, что для печати панель должна быть плоской, а не с торчащими сзади шпильками. Но к счастью, была найдена организация, которая согласилась взять заказ и выполнила его на должном уровне.

Передние панели после нанесения надписей

Усилитель

После изготовления корпусов пришлось еще подождать, чтобы усилитель был собран и настроен. Но это было приятное ожидание.

Приведу краткие характеристики усилителя:

Двухтактный усилитель на лампах КТ-150.

Усилитель собран по трех каскадной схеме: 12АХ7+ 6Н30П-ЕВ+ КТ-150.

Трансформатор питания тороидальный, мощностью 400 Вт.

Выходные трансформаторы собраны на Ш-железе сечением 24 см.кв.

Блок питания оборудован таймером задержки включения анодного напряжения.

Два режима работы выходных ламп: Триодный и Ультралинейный.

Регулятор громкости с ДУ.

Номинальная мощность 30 Вт на канал (в классе А), Мах. 38 Вт.

Читать еще:  Изготовлено без сварки — самодельные тиски на винтовых соединениях

Чувствительность 0,7 В.

Нелинейные искажения при мощности 22 Вт — 0,18%.

Окончательный вид усилителя

Дотащить усилитель до дома и установить его в стойку, оказалось делом, в прямом смысле, не легким, вес оказался слишком уж большим (около 40 кг). Я даже боялся разбить стекло на которое предполагалась установка. Но все трудности были преодолены и усилитель был успешно подключен.

Каким-то волшебным образом, при прослушивании музыки на привычном уровне, ручка громкости находилась на тех же 10-и часах, как и на моем прошлом усилителе с 220 Ваттами на канал (Musical Fidelity M6si). Что это, класс А, ламповые спектры, гармоники или все вместе, я судить не берусь, не хватает знаний в данной области. Но факт остается фактом.

Еще одна интересная вещь, при выключении усилителя, он продолжает еще какое-то время играть музыку, постепенно снижая громкость.

Лампы сильно греются. Расположенное в нескольких сантиметрах над лампами стекло верхней полки разогревалось настолько, что тяжело было удерживать на нем руку. Проблема была решена с помощью дешёвого USB-вентилятора. Чтобы он не создавал шум, пришлось уменьшить его обороты, поставив в разрыв плюсового провода резистор на 10 Ом 10 Вт. Использование вентилятора драматически повиляло на ситуацию, стекло полки стало практически холодным.

Вид со снятой нижней крышкой

Стоит указать еще на один момент. После прослушивания усилителя около 150 часов (срок приработки ламп), он возился к мастеру еще раз, для проверки всех параметров и подстройки.

Музыка

Восторженными эпитетами и аудиофильскими терминами я сыпать не буду. Напишу только то, что я получил именно то, на что рассчитывал. Звучание, располагающее к расслабляющему прослушиванию, с шикарной стереосценой, где слышен каждый инструмент. Тот случай, когда уже не хочется ничего анализировать. При этом, на некоторых записях получается настолько сфокусированный звук, что мне иногда казалось, что вокалист поет из громкоговорителя центрального канала от ДК. Один раз, я даже не выдержал и снял его со стойки.

Известно, что для глубокой стереосцены колонки нужно отодвинуть как минимум на метр от задней стены. К сожалению, расположить акустику таким образом, большинству пользователей не представляется возможным, в том числе и мне. Но я провел эксперимент, расположил колонки по короткой стене комнаты, что дало возможность отодвинуть их подальше от стены и это дало ошеломляющий результат. Например, на небезызвестном тестовом диске Visaton, треке №15, где звучат барабаны и трубы, создается ощущение, что барабаны находятся от вас метрах в 20, а то и дальше.

Немного «теплом ламповом звуке». Да, обычно звук ламповых усилителей имеет смягченную подачу. Для кого-то это будет плюсом, как для меня, для кого-то минусом, например, для любителей современной зубодробительной музыки. Хотя, я специально скачал и послушал альбом Billie Eilish «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» и (абстрагировавшись от самого материала) недостатка в динамике не услышал, особенно, в ультралинейном режиме.

Те, кому сейчас 40+, наверняка слушали в детстве ламповую радиолу и впитали ее звук на подсознательном уровне, поэтому звук ламповых усилителей может ассоциироваться с чем-то родным и уютным. Но все равно, восприятие – вещь сугубо индивидуальная. Поэтому развивать эту тему не вижу смысла.

Фонокорректор

Фонокорректор RIAA (пентодный, с непосредственной связью между каскадами).

Входные лампы — 6Ж38П-ЕВ, выходная 6Н6П. Сигнал передается на выход с усилением 0,95. В цепях коррекции используются точные конденсаторы. Анодное питание — стабилизированное. Отклонения от RIAA не более 0,5 дб.

Виниловодом я стал относительно недавно, хотя много раз приходилось слышать винил в разных системах и его звучание мне нравилось. Проигрыватель и картридж у меня самые, что ни на есть бюджетные: Pro-Ject 1 Xpression III Comfort + Ortofon 2M Red. Поэтому, на сильный прирост в качестве звучания при замене тракта я не рассчитывал. Как оказалось, очень зря. На первой же пластинке «Dave Brubeck’s Greatest Hits» (Columbia 9284), некоторые инструменты просто материализовались в воздухе, чего я уж никак не ожидал. Теперь крепко задумался, нужно ли мне вообще апгрейдить свой проигрыватель, если звук и так устраивает, тем более что, винил не основной источник. Да, чудес не бывает, бюджетный виниловый сетап не зазвучал, как хай-энд, но есть ощущение, что полностью ламповый тракт выжимает из него максимум, подчеркивая все достоинства и маскируя недостатки.

Страшно представить, как будут звучать в данной системе дорогие вертушка и головка. Тем более, что вопрос апгрейда в этом случае, требует тщательного подхода. По словам мастера, МС-голову к ламповому фонокорректору цеплять сложно, нужен специальный повышающий трансформатор, из-за чего возможны шумы и искажения, которые могут свести на нет все плюсы данной затеи. Такое же мнение озвучивает Александр Червяков с сайта «Ламповый рай».

Мои личные выводы, не претендующие на объективность

Ламповая аудиотехника находила и будет находить своих почитателей;

Раскачать «тугие» колонки с низкой чувствительностью при помощи лампового усилителя вполне возможно;

Если вам нравится «ламповый» звук и есть знакомый мастер высокого уровня, возможно оно того стоит. Покупать авторские изделия без обратной связи я бы не стал;

Ламповый тракт и винил просто созданы друг для друга;

Внешний вид «самодельной» аппаратуры, при должном подходе, может быть очень даже неплохим;

За последние три месяца, желания возвращаться обратно на транзисторы у меня не возникло;

Универсального рецепта создания своей системы не существует. Я пошел вот таким путем. Но если это подошло мне, это не значит, что подойдет всем.

Источники:

Самодельные акустические системы для лампового усилителя

http://payaem.ru/kolonki-dlya-lampovogo-zvuka.html

http://stereo.ru/p/zaycr-moy-opyt-perehoda-na-avtorskiy-lampovyy-trakt

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector