1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шелкография – это не просто печать, а процесс с множеством сопутствующих технологий

Содержание

Технология шелкографии — трафаретной печати (схематично-поверхностно)

Шелкография технология. Приведённая ниже информация не должна рассматриваться как прямое руководство к действию. Информация является обзорной, главная задача — донести некий минимум до тех, кто не представляет себе, что такое шелкография / трафаретная печать и помочь с выбором оборудования.

Так как в технологической цепочке существует много ключевых моментов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить литературу по данной тематике и проконсультироваться с поставщиками оборудования и материалов.

Шелкография технология. Трафаретная печатная форма

Технология шелкографии подразумевает, прежде всего, изготовление трафаретной печатной формы. Для изготовления, как правило используют алюминиевые жёсткие рамы.

Гораздо реже используют рамы-роллеры и деревянные рамы. Первые в силу относительной дороговизны, а вторые, деревянные рамы — самый экономичный вариант, но не самый лучший.

С помощью натяжных устройств растягивается специальная сетка из полиэстра или нержавеющей стали, затем сетку в растянутом состоянии приклеивают к раме.

На видео: показан процесс натяжения сетки на высококлассном натяжном устройстве SAATI TOP12.

Существуют также более простые и более дешёвые механические натяжные устройства. Некоторые печатники используют в качестве натяжных устройств рамы-роллеры, хотя они для этого и не предназначены. Если же их использовать по прямому назначению, то отсутствует необходимость в отдельном натяжном устройстве и клее.

На видео: процесс натяжения сетки на раме-роллер

После того, как сетка натянута и приклеена к раме, используя вещества, которые попадают под общее название «химия», сетку шерохуют и обезжиривают.

Наносим фоточувствительный слой — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки.

В ракель-кювету наливают фотоэмульсию и наносят её с двух сторон сетки.

На видео: нанесение эмульсии с помощью ракель-кюветы.

Далее сушим на стеллажах или в специализированных сушилках.

На фото: сушильный шкаф для трафаретных печатных форм

При большой загрузке трафаретного участка используют сушильные шкафы, в которых помещается несколько стеллажей.

Следующий этап технологии трафаретной печати (шелкографии)- экспонирование. Экспонирование с цветоделённых плёнок происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом, как правило, контактным способом.

На фото: экспозиционное устройство с точечным источником света

После экспонирования — проявка. Незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке. Проявка происходит на стендах, имеющих подсветку и не допускающих разбрызгивания.

На видео: показан процесс подготовки сетки перед нанесением фотоэмульсии, нанесение фотоэмульсии, сушка, экспонирование и проявка.

Трафаретная печатная форма готова. Количество печатных форм = количеству плёнок = количеству красок, которыми будет печататься дизайн. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, трафарет можно удалить с сетки и нанести фотослой заново — т.е. изготовить новый трафарет (процесс называется «регенерация»).

На фото: так выглядит трафарет при увеличении

Из-за особенностей используемого оборудования печать разделяют на текстильную и графическую.

Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать

Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.

На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках

Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.

На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках

По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.

На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати

После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).

Шелкография технология. Графическая трафаретная печать

Классический вариант — станок с одной печатной формой и столом, обеспечивающим вакуумный прижим изделия / дистовых материалов. Многоцветная печать осуществляется последовательно: печатаем первый цвет на некотором тираже, сушим, меняем печатную форму, печатаем следующий цвет и т.д.

Полуавтоматический станок трафаретной печати

В зависимости от используемых красок используются различные варианты сушилок. УФ сушилки используются для сушки красок, лаков и других материалов с УФ отверждением

Конвейерная УФ сушилка

ИК конвейерная сушилка с циркуляцией воздуха в туннеле — высокопроизводительная альтернатива стапельной сушилки (на фото: сушилка Turbo JetStar)

Стапельная сушилка — экономичный вариант для работы с сольвентными красками

На фото: стапельные сушилки

Вместо заключения

Каждый тип перечисленного выше оборудования имеет различные варианты как в конструкционных особенностях и характеристиках, так и в цене. Поэтому, прежде всего, нужно определиться с задачами. Как минимум, это:

• Вид печати (текстильная или графическая)
• Максимальный размер печати
• Максимальное кол-во цветов/красок
• Максимальная производительность (например, оттисков/час, футболок/смену и т.д.)
• Планируется ли полноцветная печать

Дополнительную информацию см. в разделе Статьи и информация, в разделе часто задаваемые вопросы FAQ, а также в других разделах нашего сайта.

Шелкография: что это такое?

18 февраля 2019

Существует полиграфия, для изготовления которой подходит только метод шелкографии. Что такое шелкография? в каких случаях её используют? расскажем в этой статье, а также объясним технологию, плюсы и минусы этого способа печати.

Благодаря изобилию красок шелкография востребована в рекламе. Этим способом можно нанести изображение практически на любой плоский материал, такие изображения надолго сохраняют яркость и устойчивы к истиранию.

Шелкография или трафаретная печать — это способ печати, при котором краска продавливается специальным тупым ножом — ракелем — через печатающие элементы печатной формы из тончайшей металлической сетки на запечатываемый материал.

Термин «шелкография» (serigrafia) состоит из двух корней: seri (с греческого «шелк») и grafia (с греческого «писание, изображение»). Так называли процесс декорирования шелка или декорирования при помощи шелка. В средневековье делали трафареты из тонких шелковых нитей и наносили изображения на мешки с товарами, украшали мебель или ткань.

Этот прием лежит в основе современной трафаретной печати, хотя от средних веков осталось только художественное название, под которым в современном мире подразумевается совокупность методов для качественной печати.

Преимущества и недостатки шелкографии

Перейдем сразу к преимуществам и некоторым недостаткам (хотя мы предпочитаем говорить об особенностях, а не недостатках) шелкографии как метода нанесения, а потом разберем саму технологию печати.

Плюсы шелкографии

Пожалуй, одним из главных преимуществ шелкографии можно назвать широкие возможности этого метода печати. Огромный выбор цветов, в частности металлизированных под золото или серебро, флуоресцентных красок. И практически бесконечный выбор материалов и бумаг: для трафаретной печати подойдут самые оригинальные материалы с различной текстурой.

Особое мнение занимает толщина слоя. При трафаретной печати она составляет 10-12 микрон, а в некоторых случаях достигает 500. Объем изображения и текста на материале и обеспечивает особый декоративный эффект. Толщина красочного слоя гарантирует долговечность напечатанных изделий — это ещё одно неоспоримое преимущество трафаретной печати. Для сравнения стоит вспомнить другие способы печати, где речь идет о 1-2 микронах.

Не можем не сказать про краски Pantone в сравнении с шелкографиией. Печать пантонами имеет ряд ограничений по типам бумаги, в то время как в шелкографии отсутствуют ограничения по типам используемых бумаг. Например, печать пантонами невозможна на невпитывающих материалах, таких как металлизированная или прорезиненная бумага. Для печати на этих видах бумаг подойдут фолиевые краски и шелкография как метод нанесения.

Шелкография сочетается со многими видами постпечатной обработки. Например, выборочное лакирование делают прямо через трафарет уже после нанесения краски. Также с шелкографией отлично сочетаются конгрев и тиснение.

Минусы шелкографии

  • Длительность подготовки к работе.
  • Возможность использования только векторных изображений.
  • Невозможность отобразить переходы градиента цвета.

Технология шелкографии

Ключевое понятие шелкографии — трафарет. Он представляет собой форму, на которую натягивают сетку. Чтобы изображение отпечаталось на бумаге, на сетку наносят фотоэмульсию, а потом накладывают фотовывод (позитив). Эмульсию засвечивают и участки, куда свет не попал, вымываются. Так появляется сам трафарет для будущего изображения.

Сетка для трафарета — ситовая ткань — обычно металлическая или нейлоновая. Сетки бывают разные, у каждой свой номер исходя из количества нитей на кубический сантиметр. Выбор сетки зависит от характеристик работы и метода нанесения трафарета.

При печати многоцветного изображения трафарет для каждого цвета изготавливается отдельно.

Готовую трафаретную форму устанавливают на формодержатель и закрепляют. Запечатываемый материал — в нашем случае бумага или картон — фиксируется горизонтально с помощью вакуума или упоров. Краску наносят на форму и ракелем прогоняют ее непрерывным движением, продавливая сетку. Так изображение остается на изделии. Ему осталось только высохнуть.

Читать еще:  Инструментальный шкаф: выбор и сборка мебели для мастерской

В трафаретной печати используют особые краски с тиксотропным свойством. Это специальная трафаретная краска, которая меняет вязкость, благодаря чему равномерно распределяется по материалу и дает ровный яркий тон и не дает подтеков при окрашивании даже на вертикальных поверхностях.

В состав краски входит связующее (смола), определенный пигмент, растворители, увлажнители и катализаторы. Увлажнители как обязательные компоненты отвечают за выравнивание краски. Нити сетки так или иначе разделяют краску, а увлажняющая добавка помогает краске заполнять оставшиеся пустоты.
Таким способом наносят изображение не только на бумагу, но и на любой другой материал — пластик, металл, ткань, стекло. В зависимости от материала выделяют виды шелкографии: трафаретная печать по пластику, металлу, ткани, стеклу.

Шелкографический или трафаретный лак

Это привычные нам глянцевый лак выборочного или сплошного лакирования, рельефный или текстурный лак, используемый для отделки печатной продукции. Технология нанесения трафаретного лака такая же, как и нанесения краски трафаретным методом, которую мы описали выше.

Тонкая работа

С одной стороны процесс трафаретной печати выглядит простым и понятным. Положил трафарет на бумагу, провел сверху ракелем — и готово. Но сама технология гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Тот самый яркий и плотный красочный слой, ради которого выбирают трафаретную печать, появляется не по щелчку пальцев. Что же нужно сделать, чтобы изображение получилось качественным?

  • Для ровного четкого отпечатка нужно, чтобы ракель равномерно распределил краску. Это значит — правильно выбрать силу нажатия и печатный угол воздействия. Так, оптимальный угол для лучшего результата — 75 градусов. Если угол будет меньше, возможна избыточность нанесения красочного слоя, а если больше — то заливка будет не плотной.
  • Для равномерного красочного слоя недостаточно однократного прохождения ракеля по трафарету. Сначала краска прогоняется ракелем в одну сторону, затем в обратную при помощи форракеля — возвращается на исходную позицию.
  • Важно постоянно контролировать вязкость краски. Если она слишком жидкая, контуры могут смазаться и «заплыть». Сила нажатия на ракель связана именно с вязкостью краски: чем сильнее вязкость, тем сильнее нужно «продавливать» краску.
  • Необходимо правильно выбрать параметры сетки для конкретной задачи, обратить внимание на количество нитей на кубический сантиметр. Диапазон довольно широкий: от 10 до 180-200 нитей на один кубический сантиметр. Если сетка выбрана без учета этого параметра, изображение получится с зубчатым неровным краем. Не менее важно определить толщину нитей и расстояния между ними, от этого зависит толщина красочного слоя.

Почему шелкография дороже?

Да, шелкография дороже других способов печати, и исходя даже из способов подготовки к нанесению, уже понятно, почему дороже. Но это отличный способ сделать каталог или брошюру уникальными, выделиться среди конкурентов.

Технические нюансы влияют на конечную стоимость, которая складывается из:

• изготовления трафарета: для каждого оттенка готовится отдельный трафарет. Напомним, что готовых схем и заготовок не существует.
• специальной тиксотропной краски.
• ручного труда. Он всегда дороже работы станка. Можно ли обойтись без него? Дело в том, что полиграфия на заказ всегда разная. У каждой свои параметры, формат, дизайн. Невозможно всё это установить автоматически. Даже если это самая простая трафаретная печать. Технология требует активного участия специалиста.

Способ шелкографии не подойдет для массовой печати. Её сфера — представительская, эксклюзивная полиграфия. В нашей типографии этот способ печати украшает обложки каталогов премиум класса, годовые отчеты, подарочные издания — книги, атласы. Если говорить о небольших тиражах, то это визитки, приглашения, открытки, вкладки в каталоги, шпигели и подложки для календарей ТРИО. Шелкография делает имиджевую полиграфию уникальной там, где нужно обозначить бренд и подчеркнуть статус.

Что такое шелкография. Понятие шелкографии и трафаретного способа печати

Трафаретная печать – это метод воспроизведения изображения при помощи трафарета – специальной печатной формы, через которую типографская краска проникает на запечатываемую поверхность в тех местах, которые соответствуют печатающим элементам.

Что такое шелкография?

Что такое шелкография? Шелкография – это разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала для изготовления печатной формы используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические сетки малой толщины с высокой частотой расположения нитей.
Свое название шелкография взяла от англоязычного названия патента начала прошлого века на процесс трафаретной печати «Silk Screen Printing» – дословно можно перевести как «печать шелковым ситом» – печать шелкографией. Считается, что этот способ печати возник далеко в древности, но современный вид и повсеместную востребованность технология шелкографии приобрела уже в середине XX века.

Шелкография – это, по сути, усовершенствованный трафаретный способ печати, вместо термина «шелкография» в полиграфии используется более точное понятие – трафаретная печать.

Трафаретная печать или шелкография имеет многовековую историю и является способом воспроизведения текстов, надписей и изображений, монохромных или цветных, с помощью трафаретной печатной формы, сквозь которую на запечатываемый материал проникает краска.

Трафаретный способ печати

Трафаретный способ печати имеет более высокие художественные возможности в отличие от других видов печати. Кроме того, спектр материалов для печати шелкографией практически безграничен: бумага, картон, ткани, металлы, стекло, дерево, синтетическая пленка, – печать на любой поверхности. Шелкография применима не только на плоских поверхностях, но и на объемных, и даже рельефных. Толщина красочного слоя может колебаться в пределах от 10 до 100 мкм, что обеспечивает высокое качество изображения. Только в трафаретной печати возможно применение флуоресцентных и перламутровых красок для достижения различных спецэффектов.


Схема трафаретного печатного процесса:

  • 1 — ситовая ткань
  • 2 — краска
  • 3 — ракель
  • 4 — пробельный элемент
  • 5 — печатающий элемент
  • 6 — красочное изображение
  • 7 — запечатываемый материал
  • 8 — опорный стол

Особенностью трафаретного способа печати является строение печатной формы, ее печатающих и пробельных элементов. Материал или изделие, на которое необходимо нанести изображение располагаются со стороны, противоположной той, с которой поступает краска. Подается краска сквозь печатающие элементы формы, что дает возможность наносить слой краски разной толщины. Гибкость печатных форм и применение эластичных ракелей позволяет повторять форму запечатываемых изделий при минимальном давлении.

Естественно, трафаретная печать не может конкурировать с классической печатью в издательском деле. Да и зачем? Печать шелкографией нужно применять там, где без нее невозможно обойтись. В настоящее время широко развивается малый бизнес. И большинству из небольших фирм и частных предприятий необходимы только некоторые виды печатной продукции: конверт, наклейка, фирменный бланк, рекламный буклет, визитные карточки и т.п. Тираж заказа может составлять всего несколько десятков или сотен экземпляров. А простота технологии изготовления трафаретных печатных форм делает применение печати методом шелкографии даже на ручных станках вполне рентабельным.

Наша типография трафаретной печати «Print For You» предлагает услуги трафаретной печати и другие полиграфические услуги по невысоким ценам при возможности печати любого, в том числе единичного, тиража, штучных полиграфических изделий, опытных и выставочных экземпляров продукции.

В настоящее время интерес к трафаретному способу печати значительно вырос и в России. Дело в том, что возможности классических способов печати достаточно ограничены в смысле формата, запечатываемых материалов и толщины слоя краски. Трафаретная же печать обладает практически неограниченными возможностями. Кроме того, шелкография – это печатная технология, являющаяся относительно дешевым и простым способом изготовления печатных форм. Сейчас уже полуавтоматическим способом можно печатать форматами 3х5м, а при автоматическом – 1,5х2,5м. Да и толщина красочного слоя может регулироваться в большом диапазоне. Существенным недостатком трафаретной печати, пожалуй, является пока еще низкая производительность.

Печать шелкографией отличается от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при которой сетка является и основой печатной формы и красочным резервуаром. Еще одним отличием является также возможность легкого перемещения формы и небольшим давлением в процессе печати. Качество оттисков зависит скорей не от капиталовложений, а от мастерства исполнителя.

Сегодня на мировом рынке представлен широкий спектр оборудования для трафаретной печати самой различной степени автоматизации и специфики, что является несомненным достоинством трафаретной печати, ведь предприятия могут выбрать то, что подходит именно им по технологии и имеющимся средствам. Например, большим предприятиям потребуется использование автоматизированного оборудования, а маленьким подойдут ручные или полуавтоматические машины.

Трафаретную печать можно использовать не только в издательском деле, но и при выпуске специальной продукции, например, продукции промышленной шелкографии. Метод шелкографии применим для печатания на стекле, пластмассе, фарфоре, различных видах упаковки, компакт-дисках, объемных предметах различной конфигурации, а также при лакировании любого типа продукции.

Трафаретная печать соответствующими красками может осуществляться практически по любым материалам: по бумаге, пластику, ПВХ, по стеклу, керамике, металлам, тканям, коже, дереву – печать на любой поверхности. Сами краски для трафаретной печати и шелкографии различаются по типу связующего: водные краски, сольвентные краски на основе растворителей, краски ультрафиолетового отверждения, пластизоли, краски с температурной фиксацией.

Благодаря технологическим особенностям шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях, поэтому современная трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Возможна как прямая трафаретная печать, печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная, трансферная трафаретная печать, печать на промежуточный носитель с последующим переносом на изделие.

Реклама на витринах, изображения и надписи на одежде, фирменные пакеты с логотипом, деления на измерительных шкалах приборов, обозначения на лицевых панелях приборов, рисунки клавиш на пленочных клавиатурах, объемные наклейки на заказ, изготовление стикеров, эмблемы, шильдики – все перечисленное объединяет одна технология полиграфической печати – это шелкография.

Что же общего во всех перечисленных предметах? Сходство состоит в том, что на эти изделия и материалы очень сложно, а порой, и невозможно, нанести надпись или логотип, напечатать изображение общими полиграфическими способами. Для оттиска краски с формы на запечатываемую поверхность требуется определенное давление, что практически неприменимо, например, при печати на тонком, хрупком материале. Шелкографии же доступна не только печать на любой поверхности, но и нанесение толстого красочного слоя высокой кроющей способности, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также наносить шелкографию, заполнять шероховатую и текстурную поверхность изделия.

Читать еще:  Как сделать своими руками сливную яму из покрышек

Некоторые сложности в трафаретной печати вызывают полутона и многокрасочные изображения. Это вызвано самой природой трафаретной печати, которая не дает возможность получать репродукции с линиатурой растра высокой или офсетной печати. Предел воспроизведения растрового изображения в технологии трафаретной печати определяется тем, что ячейки сетки не могут устойчиво удерживать копировальный слой, особенно в глубоких тенях. Но в последнее время наметился значительный прогресс. Трафаретная растровая печать получает все большее распространение, благодаря использованию современной цветоделительной техники, новым методам обработки копировальных слоев и применению современных сетчатых основ для изготовления печатных форм.

Будущее трафаретного способа печати

У трафаретной печати большое будущее. И хотя она в некоторых отношениях уступает другим способам печати, это с лихвой компенсируется значительным преимуществом процесса и огромным разнообразием областей применения шелкографии. Что такое шелкография? Будущее технологии шелкографии – это, прежде всего, значительное повышение качества печатной продукции, расширение ассортимента и увеличение производительности, что может быть достигнуто при:

  • совершенствовании печатных форм и технологии печатных процессов
  • разработке новых видов красок, в том числе и ускоренных методов их закрепления (внедрение красок УФ-отверждения, токопроводящих и водоразбавляемых красок
  • усовершенствовании печатного оборудования, не требующего длительного времени для подготовительных операций, создании машин нового поколения, объединяющих трафаретную печать, например, с флексопечатью и т.п.

На сегодняшний день тенденция развития трафаретного способа печати ведет к революционному повороту, и в ближайшем будущем метод печати шелкографией не только расширит области применения, но и значительно увеличит свою производительность.

  • Оформить заказ
  • Личный кабинет
    • Вход на сайт
    • Регистрация на сайте
  • Свяжитесь с нами
    • Форма обратной связи
    • info@print4u.ru
    • (499) 153-16-43
  • Новости типографии

Если вам требуется недорогая печать шелкографией вне зависимости от того, на какой материал требуется нанести изображение, то наша типография – правильный выбор.

Убедитесь в этом сами, станьте нашим клиентом, доверьте нам свой заказ.

Шелкография — что это? Весь процесс нанесения шелкотрафаретной печатью

Вопреки своему названию слово «шелкография» не имеет практически никакого отношения к шелку. Разве что изображения, нанесенные на предметы этим способом, на ощупь немного напоминают шелк своей гладкостью. Итак, шелкографией называют целый спектр технологий, с помощью которых на различные по текстуре материалы наносится краска. Сюда относится технология натяжения форменных рам, подбора ситовой ткани, краски, просушка специальным методом и другие процессы, без которых нанесение краски этим методом невозможно.

Особенность нанесения изображений способом шелкографии состоит в том, что толщина слоя краски, наносимой на поверхность, составляет 10/12 — 500 микрон. Для сравнения: толщина слоя краски при офсетном клише составляет всего от 1 до 2 микрон. Форма предметов, на которые наносится краска методом шелкографии, может быть любой: плоской, конической, цилиндрической, обычной или нестандартной. Этим способом очень удобно наносить изображения и надписи на ручки, чашки, стаканы и другую сувенирную продукцию. Что касается размеров предметов, с которыми можно работать с помощью шелкографии, то и здесь спектр широк. Можно нанести изображения даже на огромные предметы, нужно только взять раму необходимого размера и натянуть на неё ситовую ткань.

Метод шелкографии довольно распространен, поскольку имеет массу преимуществ. Рассмотрим некоторые из них. Во-первых, процесс нанесения краски прост, а возможности метода широки, а также само оборудование для нанесения краски этим способом стоит достаточно недорого. Во-вторых, толщина наносимой краски достаточно внушительна по сравнению с другими методами, а это значит, что и качество нанесения выше, как и прочность, долговечность, стойкость к истиранию изображений. Краски, наносимые методом шелкографии, отличаются яркостью и устойчивостью.

При печати небольших тиражей другими методами нужно тратить такие же деньги, как и при печати более крупных партий. В случае же с методом шелкографии, чем меньше тираж, тем ниже цена. Это значит, что этим методом выгодно печатать небольшие тиражи.

Шелкография применяется в различных сферах. Это малоформатная трафаретная печать, крупноформатная печать, нанесения изображений на текстиль, мелкие предметы, таблички из металла, стекло, флаконы из разных материалов (в том числе пластика). Также этот метод используется в отрасли печатных плат (трафаретная печать в обработке электронных схем).

Шелкография (трафаретная печать)

Главная → Статьи → Шелкография (трафаретная печать)

Содержание статьи:

  • История метода шелкографии
  • Современная технология трафаретной печати
  • Сфера применения шелкографии
  • Основные материалы изделий
  • Преимущества шелкографии
  • Уход за вещами с шелкографией
  • Шелкография и другие технологии

Шелкографию часто отождествляют с трафаретной печатью, путая более широкое и более узкое понятия. Поэтому для начала уточним определения. Трафаретная печать – это способ нанесения изображения через специальную форму, которая может быть сделана из разных материалов. А технология именно шелкографии подразумевает использование сетчатой печатной формы, напоминающей сито, сквозь ячейки которого краска проникает на изделие. Иногда используют сразу оба термина, называя метод шелкотрафаретным. Он продолжает набирать популярность, в том числе в полиграфии, поэтому важно представлять себе его технику, преимущества, недостатки и технологические ограничения.

История метода шелкографии

Шелкография – один из самых древних методов нанесения изображения на ткань. Ее история начинается еще в первобытные времена – это подтверждают археологические раскопки. Впервые такой способ появился на территории нынешнего Ливана.

Впрочем, в странах Восточной Азии это искусство действительно процветало. В Японии, к примеру, с помощью трафаретной печати украшали одежды и доспехи самураев. Сетку тогда делали из человеческих волос. Именно оттуда примерно в 14 веке технология проникла в Индию, а далее к 16 веку – в Европу, где постепенно развивалась несколько столетий. В 1750 году во Франции начали выпускать обои с рисунком, который наносили через трафарет.

С тех пор метод стремительно распространялся по Европе и США. В 1907 году в Манчестере был получен патент на применение в качестве сетки шелковой ткани, что и дало название «шелкография». В первой половине 20 века технологию стали применять для печати на самых разных материалах, например, стекле, а в 1955 году она проникла в полиграфию. С тех пор способ продолжает совершенствоваться, технологических ограничений становится меньше.

Современная технология трафаретной печати

Существует два варианта нанесения изображения с помощью шелкографии: прямой и трансферный. В первом случае изображение наносится непосредственно на запечатываемую поверхность, во втором сначала его делают на промежуточном носителе — в качестве промежуточного носителя может выступать полимерная пленка, либо силиконизированная бумага. Прямой метод распространен куда больше, обычно шелкографией считают именно его, поэтому его опишем более подробно.

  • Принцип действия. Запечатываемый материал располагается на печатном станке, сверху устанавливается рама с готовым трафаретом, затем на раму наливают краску и с помощью специального приспособления для печати (ракеля) продавливают краску через трафарет. Проходя через пустые ячейки сетки, краска создает рисунок на материале.
  • Изготовление трафаретов. Это самое главное, что нужно для шелкографии. Для создания трафаретов берут алюминиевую или деревянную раму, с натянутой на нее полимерной сеткой и наносят на нее слой светочувствительного материала (фоторезиста), а также фотошаблон будущего изображения. (Потом форму с фотошаблоном будущего изображения помещают в специальное оборудование, в котором фотополимер отверждается под действием света. Фотошаблон служит барьером для излучения, таким образом на форме появляются участки с полимеризованным фотополимером и участки с неотвержденным фотополимером. После вымывания с сетки неотвержденного полимера на форме остается печатное изображение, идентичное с фотошаблоном.
  • Подготовка к печати. Одновременно с этим идет подготовка макетов по требованиям технологии с учетом возможностей оборудования. Так, выполняют цветоделение в редакторе растровой графики Photoshop или программе для работы с векторной графикой (Corel DRAW, Adobe Illustrator), чтобы исключить градиентные переходы.
  • Нанесение краски. После того как сделаны макет и трафарет, изображение печатается на изделии (в случае прямой шелкографии). Если используют метод трансферной трафаретной печати, краску через трафарет переносят на промежуточный носитель, а оттуда при воздействии температуры она переходит на ткань, керамику, пластик или картон.

Таким образом, для трафаретной печати не нужно какое-то особое сложное оборудование. Требуется опорный стол, на котором располагают и обрабатываемый материал, и печатную форму, которая состоит из рамы, металлической, полиэфирной или нейлоновой сетки и ракеля. Применяют достаточно вязкие сольвентные (в виде раствора) или пластизольные краски, дающий рельефный слой толщиной от 10 до 100 микрометров.

Сфера применения шелкографии

Шелкографию применяют для воспроизведения изображений и текстов на различных материалах в полиграфии и производстве широкого спектра изделий: от мелких сувениров и одежды до сложных электрических приборов. Технологию реализуют непосредственно на производстве вещей и на отдельных специализированных предприятиях. Вот основные направления:

  • Широкоформатная печать. Обычно это плоские изделия размером более 100*140 см, рекламного или информационно-коммерческого характера. Наиболее популярные примеры – дорожные знаки и указатели, перетяжки, афиши, баннеры, плакаты, крупные мешки и пакеты, гофрированная тара, вывески, элементы наружной рекламы.
  • Малоформатная печать. Изготовление плоских предметов из пластика, бумаги, картона, полимерной пленки, как правило, для коммерческих целей. Таким способом делают этикетки, рекламные листовки, брошюры и буклеты, всевозможные наклейки, упаковки, коробки и пакеты, а также различную представительскую продукцию: папки, фирменные бланки, конверты, открытки, визитки, таблички на двери кабинетов и т. п.
  • Индустриальная печать. Еще одно важное направление коммерческой шелкографии. Оно включает нанесение надписей, маркировок и изображений на промышленную продукцию: приборные панели и шкалы, клавиатуры, печатные платы, различные готовые изделия, например, резисторы или батарейки. Трафаретной печатью также наносят надписи и корпоративную символику на всевозможные бирки и шильды.
  • Декоративная шелкография. Изготовление сувенирной продукции: кружек, ручек, часов, зажигалок, брелоков, флешек, чехлов для мобильных телефонов, канцелярских товаров. Другой вариант – отделка посуды на производстве, брендирование кружек, бокалов и т. д. Важное направление – печать логотипов на футболках, кепках, куртках, отделка парусов и парашютов, изготовление флагов, вымпелов, шейных платков и пр.
Читать еще:  Какой самокат выбрать – электрический или обычный

Основные материалы изделий

Для трафаретной печати подходят самые разные материалы, натуральные и синтетические. Именно поэтому технологию можно применять для отделки и одежды, и посуды, и мебели, и сувенирной продукции, и в полиграфии. Перечислим самые распространенные материалы.

  • Текстиль. Это наиболее часто используемый материал. Применяют натуральные ткани (в первую очередь льняные и хлопковые) и синтетические: прежде всего, полиэстер и нейлон. На белых вещах печатают до 10-11 цветов (на нейлоне – до трех), на цветных – до пяти (на нейлоне – до двух): шестой или третий используют для подложки.
  • Пластик. Это различные синтетические полимеры: поливинилхлорид, полиэтилен и другие.
  • Дерево. Используют панели из массива, а также шпонированные прессованные плиты. Прямая трафаретная печать позволяет получить брендированные ящики или какие-то декоративные изделия, например, дизайнерский журнальный столик либо дверцы шкафа или комода. Также в последнее время стала актуальной подарочная упаковка из фанеры.
  • Картон и бумага. Это один из самых распространенных материалов в полиграфии, технология позволяет наносить изображение в несколько цветов. Если фон темный, очень красиво смотрится рисунок или текст, выполненный красками с металлизацией: золотой, серебряной или бронзовой, а также с эффектом свечения.

Для трафаретной печати подходят и другие материалы, используемые в последнее время реже: кожа, стекло и керамика. Стеклянные и фарфоровые или фаянсовые изделия можно оформить другими методами, например, эмалированием, а кожа в принципе не самый частый материал.

Преимущества шелкографии

Главная отличительная особенность трафаретной печати – нанесение изображение поверх основы через сетчатую форму. Краска не проникает в структуру материала, процессу не нужна связь с электронными устройствами. Это позволяет печатать на любом материале, а также обеспечивает технологии другие ее преимущества:

  • Печать на больших и предметах неправильной формы. Сетчатый трафарет можно расположить не только на плоском материале, но и на объемном изделии, например, сувенирной кружке или футбольном мяче. Размеры обрабатываемой поверхности почти не ограничены – баннер может быть длиной два и три метра. Тем более доступны форматы А3 или А2.
  • Большой выбор фактур и цветов. Плашечные цвета (чистые тона по каталогу Panton) получатся яркими и насыщенными. Если изображению нужно придать объем, краску можно вспенить. Для глянца можно покрыть изображение лаком, возможна печать ароматизированными лаками. Активно используют металлизированные краски с золотистым или серебристым эффектом, со свечением в темноте (люминесцентные, флуоресцентные).
  • Высокая стойкость изображения. Несмотря на то, что краска не проникает глубоко в структуру ткани, рисунок получается достаточно стойким. Он не выцветает на солнце долгое время, не выгорает от электрического освещения, медленно истирается. А при частых стирках презентабельный внешний вид сохраняется до года. Главное – аккуратный уход.

Конечно, кроме плюсов, шелкография имеет и существенные минусы. Во-первых, это сложная допечатная подготовка, из-за которой метод выгоден только при заказе хотя бы в 50 экземпляров, а лучше – от ста. К тому же при изменении рисунка придется переделывать и печатную форму. Во-вторых, метод подходит для воспроизведения только простых, лучше векторных изображений с четкими контурами и без градиентного окрашивания. В-третьих, значительный расход краски повышает стоимость работы.

Уход за вещами с шелкографией

Пожалуй, это еще один минус данной технологии. В целом, современные материалы для трафаретной печати обеспечивают достаточную стойкость изображений, чтобы они долго держались на ткани. Но все-таки вещи, отделанные таким способом, нуждаются в особенном режиме ухода и стирки. Перечислим основные рекомендации:

  • перед тем, как стирать, выверните вещи наизнанку, чтобы рисунок не трескался;
  • при автоматической стирке выставляйте деликатный режим в воде не горячее 40 °C, особенно если принты или надписи серебристого или золотистого оттенков;
  • альтернативные варианты – повседневный режим или ручная стирка, также в не очень горячей воде и с осторожным выжиманием;
  • применяйте моющие средства только щадящего действия и ни в коем случае не используйте отбеливатели или агрессивные порошки и кондиционеры;
  • выставляйте скорость автоматического отжима не более 600 оборотов в минуту;
  • отглаживайте вещи только с изнаночной стороны, лучше даже проложить ткань;
  • не отдавайте изделия с шелкографией в химическую чистку.

Шелкография и другие технологии

Конечно, техника шелкографии не является единственной – кроме нее распространены еще как минимум четыре альтернативных способа переноса изображения на ткань или другой материал. При этом нельзя сказать, что какой-то способ применяется более широко, а какой-то менее – просто у каждого есть плюсы и минусы, определяющие ограничение метода. Сравним шелкографию с четырьмя важнейшими альтернативными технологиями:

  • Шелкография и прямая печать. Первый способ имеет больше возможностей для печати спецэффектов, позволяет использовать фирменные пантоны, выгоден для тиражей от 50 штук. Второй способ требует минимальной подготовки для печати, поэтому выгоден для изготовления маленьких тиражей, позволяет делать тиражи с переменными данными, возможна печать по швам и молниям, отлично передает детали в полноцветных принтах.
  • Шелкография и флекс-пленки. Отличие термического переноса (термотрансфера) и шелкографии в том, что в первом случае используют специальную флекс-пленку, изображение на которой вырезается с помощью плоттера, а затем переносится на изделие под действием температуры. Такой принт позволяет недорого изготавливать вещи с персонализацией, но имеет свои ограничения по толщине линий и цветовому охвату).
  • Шелкография и сублимация. При сублимации краска проникает в изделие, не нарушая структуру ткани. В сублимации не используются белые чернила, поэтому такой способ подходит только для белых или очень светлых тканей из синтетики – именно в этом основная разница между таким способом и шелкографией. Альтернативный метод проще в подготовке макета и удобен даже для заказа из одного экземпляра, но при больших партиях трафаретная печать выйдет дешевле. Да и трафарет подходит для любых материалов.

Специалисты в области полиграфии считают, что в будущем метод шелкографии продолжит набирать популярность.

При использовании материалов — ссылка на наш сайт обязательна.

Трафаретная печать

Шёлкография

Описание техники шёлкографии. Форму делают из тонкой сетчатой ткани , плотно натянутой и прикреплённой к металлической или деревянной раме. Традиционно для этого использовался шёлк , но сегодня художники чаще прибегают к синтетическим материалам , таким как терилен ( лавсан , майлар).

Роман Петрович Тыртов ( Эрте), «Крылья победы» ( 1978)

Трафареты можно сделать из самых разных материалов — ткани , жирной краски или рисунка на прозрачной плёнке. Они наносятся на сетку различными способами — размещаются непосредственно на поверхности , рисуются на ней , либо переносятся с помощью светочувствительной эмульсии.

Перенос рисунка с прозрачной или майларовой плёнки на фоточувствительную эмульсию — наиболее распространённый современный метод подготовки формы. Дизайн может быть выполнен любым способом или их комбинацией: нарисован от руки непрозрачными чернилами , или напечатан на прозрачной пленке , или вырезан из плёнки , нечувствительной к ультрафиолетовому излучению.

Чтобы перенести дизайн с прозрачной плёнки , сетку сначала покрывают тонким слоем светочувствительной эмульсии с помощью ракеля — упругой стальной ленты с ровным , прилегающим к поверхности краем. Рисунок наносится на форму , которая помещается в экспозиционный модуль с ультрафиолетовым излучением. Фрагменты рисунка блокируют воздействие света на поверхность сетки , а эмульсия вокруг изображения затвердевает. Фотослой под рисунком остаётся мягким и смывается водой.

Подготовленную форму крепят к доске на столе для трафаретной печати , а вдоль верхней части рисунка наносят толстый слой краски , которую затем растягивают ракелем по всей поверхности изображения. Краска равномерно проходит на печатную поверхность сквозь сетку в тех местах , где нет фотоэмульсии.

, описанный выше процесс повторяется с использованием отдельного трафарета для каждого цвета. Чтобы цвета ложились ровно , необходимо тщательно следить за положением печатной поверхности под экраном.

Печатать таким способом можно практически на любом материале — на бумаге , пластике , ткани , металле , коже , стекле , керамике , резине и так далее. Благодаря этому , а также тому , что шёлкография позволяет получать изображения в несколько метров и тиражом от одного до десятков тысяч экземпляров , объясняется её популярность в промышленном дизайне.

Интересные факты о шёлкографии. Трафаретная печать в узнаваемой форме появилась в Китае в эпоху империи Сун ( конец X — начало XIII века). После она распространилась в другие азиатские страны , в том числе — в Японию. В Западной Европе этот способ был известен примерно с конца XVIII века , но не получил широкого признания до тех пор , пока шёлк не стал доступным материалом.

Официальный патент на технику трафаретной печати ( screen-printing technique) получил в 1907 году англичанин Сэмюэл Саймон , который использовал её для печати обоев , а также нанесения рисунка на шёлковые и льняные ткани. В 1930-х группа американских художников придумала слово « сериграфия» ( от латинского sēricum , «шёлк» и греческого γράφω, «чертить , писать»), чтобы отличать художественное применение трафаретной печати от промышленного процесса.

Источники:

Технология шелкографии — трафаретной печати (схематично-поверхностно)

http://accent.su/blog/shelkografiya-chto-eto-takoe/

http://www.print4u.ru/shelkografiya/chto-takoe-shelkografiya

http://pro-printer.org/index.php/article/other/93-shelkographia/

http://raster-spb.ru/articles/13.html

http://artchive.ru/encyclopedia/3866~Trafaretnaja_pechat'

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector