0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы будут последствия временного запрета полетов Boeing 737 MAX 8

Содержание

Boeing 737 Max: самолет с испорченной репутацией возвращается в небо

Запрет на полеты Boeing 737 Max из-за двух авиакатастроф длился более полутора лет. Теперь эту модель при определенных условиях разрешили вернуть в эксплуатацию.

После двух катастроф, унесших жизни 346 человек, авиакомпании приостановили эксплуатацию пассажирских самолетов Boeing 737 Max. Запрет был самым продолжительным в истории гражданской авиации. Но как и ожидали авиаперевозчики, в среду, 18 ноября, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) дало разрешение вернуть Boeing 737 Max в коммерческую эксплуатацию на определенных условиях: дополнительное обучение пилотов и новое программное обеспечение.

В США уже планируют рейсы с Boeing 737 Max

Одна из крупнейших авиакомпаний в мире American Airlines уже внесла в свою систему резервирования полет на таком самолете по маршруту Нью-Йорк — Майами 29 декабря.

Самолеты Boeing 737 Max разных авиакомпаний, простаивающие из-за запрета на полеты

В свою очередь в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA) объявили, что также одобрят допуск Boeing 737 Max к полетам после того, как FAA выдаст соответствующее разрешение. Ранее европейский регулятор выразил удовлетворение по поводу изменений, внесенных в эту модель самолета. Прежде всего — в программное обеспечение системы маневрирования по тангажу (MCAS), неисправности в которой, как сообщалось, стали основной причиной авиакатастроф.

EASA, правда, настаивает на разработке так называемого синтетического сенсора для однозначного определения положения лайнера в полете с помощью бортовых систем. Но поскольку создание такого сенсора может занять до двух лет, его разработка допускается параллельно с возобновлением полетов Boeing 737 Max.

В Ryanair ждут возвращения Boeing 737 Max

Несмотря на резкое снижение числа авиапассажиров из-за пандемии коронавируса, в Европе есть как минимум один крупный авиаперевозчик, заинтересованный в том, чтобы полеты на Boeing 737 Max возобновились как можно скорее.

«Boeing 737 Max — ключ к стратегии Ryanair»

«Эти машины — ключ к нашей стратегии будущего, — говорит исполнительный директор бюджетной авиакомпании Ryanair Эдди Уилсон. — Чем раньше мы их получим, тем лучше. Мы к этому готовы, потому что с 737 Max мы сможем еще больше сократить наши расходы».

Ирландский лоукостер — крупнейший покупатель этой модели в Европе: Ryanair заказал у Boeing 135 лайнеров, но из-за запрета не успел получить ни одного. «Мы исходим из того, что будем летать на Boeing 737 Max не позднее следующего лета», — надеется глава Ryanair.

Полеты во время коронавируса

Однако большинство других европейских клиентов, в том числе Norwegian Air Shuttle (110 заказов), Turkish Airlines (75) и TUI (72), не торопятся получить свои уже готовые самолеты, припаркованные в Сиэтле и его окрестностях.

Готовые самолеты Boeing 737 Max, припаркованные на площадке производителя в Сиэтле

«Из-за вируса никто не спешит, за исключением самого Boeing», — говорит эксперт американского издания Aviation Week Шон Бродерик. По его словам, компании медлят, потому что платить производителю нужно только при передаче самолетов, а пока расходы за простаивающие машины несет сам Boeing. Бродерик добавляет, что многие авиаперевозчики вообще отказались от покупки модели 737 Max: из сделанных ранее 4400 заказов 1043 были аннулированы или переоформлены на другие типы самолетов.

После объявления запрета на полеты Boeing продолжал производство самолетов этого типа. «Из 470 готовых машин около 60 в настоящий момент не имеют покупателей, — говорит Шон Бродерик, — но в целом авиакомпании хотят использовать Boeing 737 Max, потому что он намного эффективнее других моделей».

Насколько безопасен Boeing 737 Max?

Теперь, после отмены запрета на полеты Boeing 737 Max, авиакомпаниям предстоит не только организовать дополнительное обучение своих пилотов, но и убедить их, а главное — пассажиров — в надежности самолетов этого типа и безопасности полетов на них.

Цветы и свечи в память о погибших в авиакатастрофе в Эфиопии 10 марта 2019 года

«Для некоторых пассажиров снова подняться на борт Boeing 737 Max будет даже более серьезной проблемой, чем страх перед коронавирусом», — предполагает Бродерик. В American Airlines разрабатывают обширные кампании для того, чтобы убедить людей в безопасности этой модели — экскурсионные полеты для персонала и часто летающих пассажиров, осмотр самолетов Boeing 737 Max в аэропортах и онлайн-сессии, на которых можно будет задать вопрос пилотам и механикам.

Европейские авиакомпании, такие как TUIfly в Германии, тоже собираются проводить рекламные акции с тем, чтобы убедить публику в безопасности таких лайнеров.

Катастрофы с участием Boeing 737 Max

Первый раз Boeing 737 Max потерпел крушение в Индонезии в октябре 2018 года. Всего несколько спустя, в марте 2019 года, такой же лайнер разбился в Эфиопии. В результате этих двух авиакатастроф погибли 346 человек. Как сообщалось, причиной стали изъяны в работе системы маневрирования по тангажу (MCAS). Кроме того, было установлено, что авиакомпании экономики на обучении пилотов работе с MCAS из-за его дороговизны.

Одновременно были выявлены вопиющие нарушения в официальной системе контроля за производителем самолетов. Выяснилось, в частности, что FAA делегировала основные надзорные задачи самому Boeing. В результате доверие к крупнейшему в мире авиапроизводителю оказалось подорванным, его бизнесу нанесен серьезный ущерб и поставлен под сомнение порядок допуска новых самолетов, действовавший во всем мире на протяжении многих десятилетий.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

Стоячие кресла

Одна из самых обсуждаемых новинок ярмарки Aircraft Interiors Expo — стоячие кресла Skyrider от итальянской фирмы Aviointeriors. «Седла» со спинками значительно экономят место в салоне, увеличивая вместимость самолета на 20 процентов. Возможно, эту разработку будут использовать лоукостеры.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

Первоклассный полет

К открытию ярмарки Aircraft Interiors Expo авиакомпания Emirates выставила в аэропорту Гамбурга свой Boeing-777 с обновленным интерьером. Дизайн для первого класса арабская авиакомпания разрабатывала совместно с Mercedes-Benz.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

Личная каюта

Площадь личного пространства пассажира певрого класса увеличилась до четырех квадратных метров. Каждая каюта закрывается при помощи раздвижных дверей. Чтобы во время долгого перелета не было скучно, у кресла-кровати расположен монитор, на котором можно смотреть фильмы из медиатеки.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

«Умные» часы для бортпроводников

При помощи этого устройства стюардессы смогут изменять многие параметры в салоне: освещение, громкость музыки, объявлений и так далее. Кроме того, на дисплее будут отображаться заказы пассажиров и информация о том, на каком месте не убран столик, откинута спинка кресла или не пристегнут ремень.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

Робот вместо стюардессы

Японские ученые трудятся над созданием робота, который в ближайшее время сможет перенять обязанности бортпроводника: приветствовать пассажировать на борту и проводить демонстрацию аварийно-спасательного оборудования. Робот говорит на семи языках и пока находится на стадии разработки.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

Больше пространства для чемоданов

Для пассажиров, путешествующих эконом-классом, есть приятные новости. В обновленном салоне Airbus-320 в два раза увеличилось место для ручной клади: теперь чемоданы можно поставить на полку вертикально. Здесь, как и в первом классе, регулируется светодиодная подсветка. Авиакомпании Easyjet и Turkish Airlines уже заказали такие салоны для своих самолетов, первые полеты запланированы на 2020 год.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

Виртуальные развлечения

Гамбургская компания United Screens продемонстрировала возможности VR-очков в салоне самолета. С помощью этого устройства пассажиры смогут находиться в виртуальной реальности во время долгих перелетов — не просто сидеть и смотреть фильмы, а отвлекаться на несколько часов.

Как будут выглядеть пассажирские самолеты

Интернет на борту

Просьба отключить мобильные телефоны уходит в прошлое. Немецкие операторы мобильной связи предлагают несколько тарифов для полета: самый дешевый открывает доступ только к мессенджерам, например, WhatsApp. Наиболее дорогой позволяет пользоваться браузером и смотреть фильмы на стриминговых сервисах. Выбрать и оплатить услугу можно через приложение на смартфоне.

Обещал и вернулся: Boeing 737 MAX снова в небе после долгого простоя

Boeing 737 MAX возвращается в небо — в конце 2020 года его коммерческое использование возобновили три мировые авиакомпании, в том числе один из американских грандов — American Airlines. Простой самолетов этой модели, вызванный двумя авиакатастрофами, длился почти два года. Эксперты, впрочем, пока не уверены, хватит ли проведенной самим авиастроительным концерном и регулирующими органами «работы над ошибками» для того, чтобы полностью вернуть доверие к самолету. Тем более в период обрушения спроса на авиаперевозки на фоне эпидемии коронавируса возвращение лайнера может оказаться отнюдь не триумфальным. Подробности — в материале «Известий».

С возвращением!

После почти двухлетнего вынужденного перерыва в небо над Соединенными Штатами вернулся Boeing 737 MAX — первый коммерческий рейс лайнера состоялся 29 декабря прошлого года. Рейсом 718 из Майами в Нью-Йорк прибыли 87 пассажиров (всего в самолете 172 места), в том числе родственники капитана воздушного судна и первого пилота, сообщало агентство Reuters. Расстояние в 1200 миль (1,9 тыс. км) борт преодолел за два с половиной часа без каких-либо технических проблем.

В том, что сложностей не будет, журналистов перед полетом заверял президент American Airlines Роберт Айсом. «Этот самолет подвергали таким серьезным проверкам, которых не было в истории, — заявил он. — Мы полностью уверены в том, что этот борт — самый надежный из тех, что поднимаются в воздух».

Уверенность Айсома в отношении безопасности 737 MAX, которые были запрещены для эксплуатации на протяжении 20 месяцев после катастроф в Индонезии и Эфиопии, разделяют, впрочем, не все авиапутешественники. Во всяком случае, согласно результатам проведенного недавно агентством Reuters и социологической службой Ipsos опроса, более половины пассажиров остерегаются лететь на борту этой модели после того, как им напоминают о недавних авиапроисшествиях с участием этого лайнера.

Первая катастрофа Boeing 737 MAX 8 произошла 29 октября 2018 года в Индонезии. Самолет летел из Джакарты в Панкалпинанг, рейс выполняла авиакомпания Lion Air. На борту находились 189 человек. Лайнер исчез с экранов радаров через 13 минут после взлета, экипаж запросил возвращение в аэропорт, после чего связь с ним пропала. Самолет упал у острова Ява. Индонезийские следователи нашли девять факторов, приведших к катастрофе.

Если бы хотя бы одного из них не было, возможно, катастрофы удалось бы избежать. Среди них — неисправность датчика угла атаки и вызванная ей неадекватная работа системы предупреждения сваливания самолета (MCAS), которая ориентировалась на его данные. Кроме того, пилоты не сумели правильно отреагировать на ситуацию. Оказалось, что в программе обучения летного состава не было информации о MCAS.

Сели надолго

После двух аварий с участием самолетов одной и той же модели в марте 2019 года полеты Boeing 737 MAX были запрещены по всему миру. «Эмбарго» на полеты 737 МАХ Федеральное авиационное управление США (ФАУ) сняло только в ноябре прошлого года — после того, как в Boeing согласились поправить программное обеспечение лайнера и установить дополнительные механизмы безопасности в одной из ключевых систем управления полетом, с недочетами в работе которой оказались связаны оба крушения.

«Приземление» 737 МАХ оказалось самым длительным в истории мировой авиации. В 1979 году та же ФАУ запретила полеты McDonnell Douglas DC-10 после того, как в авиакатастрофе, произошедшей в основном из-за ошибок при техобслуживании, погиб 271 человек. Запрет был снят через 37 дней после аварии, и доверие перевозчиков и пассажиров к самолету удалось восстановить довольно быстро.

Перед первым после снятия запрета на полеты рейсом Boeing 737 MAX летчики American Airlines прошли дополнительный курс подготовки, были внесены коррективы в протоколы технического обслуживания самолетов и в порядок коммуникации с диспетчерскими службами на земле. Все нововведения были проверены ФАУ, отсутствие адекватного контроля со стороны которого при обновлении предыдущей версии софта MCAS и стало одной из причин двух катастроф.

Boeing 737 МАХ авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби, разбился в Эфиопии 10 марта 2019 года. На борту находились 157 человек (граждане 35 стран, включая россиян), в том числе восемь членов экипажа. Лайнер вылетел в 08:38 утра. Вскоре пилот подал сигнал бедствия и запросил разрешение вернуться в аэропорт. Через шесть минут после взлета связь с самолетом пропала.

Эфиопские власти пришли к выводу, что после взлета датчики, измеряющие угол атаки (этот показатель критически важен для обеспечения устойчивости летательного аппарата), показывали разные данные — они отличались на 59 градусов. Поскольку датчики указывали на слишком крутой подъем, активировалась система предупреждения сваливания самолета, и нос лайнера был направлен вниз.

Понимая, что далеко не все пассажиры будут чувствовать себя в безопасности на борту 737 МАХ, в American Airlines предусмотрели для таких путешественников возможность бесплатной перерегистрации на рейсы, которые выполняются другими самолетами. Правда, таких мер может оказаться недостаточно для того, чтобы вернуть доверие к этой машине. «После двух аварий вполне логично, что люди скептически относятся к Boeing и ФАУ, — отмечает бывший член Национального совета по безопасности на транспорте США Джон Гоглия в колонке для Miami Herald. — В столь уникальных обстоятельствах нужна дополнительная прозрачность и раскрытие информации, вооружившись которой, технические эксперты, инженеры, специалисты в области безопасности и общество в целом смогут полноценно оценить внесенные исправления и быть уверенными в том, что возвращение в воздух не несет угрозы».

Еще до American Airlines эксплуатацию обновленных Boeing 737 MAX возобновили еще две авиакомпании — бразильская Gol Linhas Aereas Inteligentes и мексиканская Aeromexico. В общей сложности за неполный декабрь эти два перевозчика выполнили на самолетах данного типа порядка 600 рейсов, пишет АР со ссылкой на данные сервиса Flightradar24 и компании Cirium. В то же время авиационные власти Евросоюза пока самолет для полетов не допустили — как ожидается, это произойдет в январе, уточняет BBC News.

Не самый удачный момент

По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, возвращение 737 МАХ в небо — это «очень важное событие для компании Boeing, для которой программа 737 МАХ является одной из крупнейших — это самый продаваемый самолет в линейке американского самолетостроителя».

Читать еще:  WOW! Super RC Dodge Challenger SRT

— Очевидно, что без его возвращения в воздух компанию ожидало бы довольно прискорбное будущее в плане финансовых результатов на годы вперед, — указал эксперт в беседе с «Известиями».

По его словам, после двух катастроф «была проведена действительно колоссальная работа по внесению изменений в программное обеспечение и гораздо более масштабная работа по подтверждению безопасности самолета в новом облике». После этого состоялось множество испытаний — как на тренажерах, так и в воздухе.

— ФАУ в своих заявлениях указывает, что эта работа была выполнена на высоком уровне и позволяет гарантировать, что самолет безопасен, — напомнил Пантелеев. — Все отлично понимают, что это не тот случай, когда можно схалтурить и сэкономить, потому что если будет третье происшествие, масштаб негативных последствий для американского производителя и для ФАУ был бы безоговорочно катастрофическим.

Камбэк Boeing 737 MAX — событие «знаменательное и важное» для авиакомпаний, хотя и, с учетом обвала спроса на авиаперевозки из-за коронакризиса, «произошедшее не в тот момент, когда отрасли в целом нужны новые самолеты», подчеркивает Пантелеев.

— Получая новый Boeing 737 MAX, авиакомпании смогут вывести из эксплуатации морально устаревшую технику, тем самым обеспечив повышение эффективности эксплуатации — за счет того, что 737 МАХ по сравнению с предшественниками имеет более высокую топливную эффективность, у него ниже расходы на поддержание летной годности, — отметил эксперт. Чтобы компенсировать снижение спроса, перевозчики вывели из эксплуатации «немалое количество самолетов — и речь тут идет о тысячах воздушных судов», указывает Пантелеев. Поэтому в сложившейся ситуации для авиакомпаний, на фоне увеличения их обязательств перед лизинговыми компаниями, наличие обязательств принять новый самолет — это определенного рода вызов, добавил он.

По данным работающего с авиационной информацией аналитического агентства Cirium, эпидемия коронавируса отбросила сферу воздушных перевозок на уровень 1999 года. С января по начало декабря текущего года в мире было выполнено 16,8 млн пассажирских рейсов — за такой же период 2019-го данный показатель составлял порядка 36 млн рейсов. Падение составило 54%. Количество перевезенных пассажиров сократилось еще значительнее — на две трети. Boeing в 2020 году получил отказ от получения 533 уже заказанных самолетов модели 737 МАХ.

«Непропорциональный рост платежей»

Для российских авиакомпаний возвращение 737 МАХ осложняется тем, что «получение новых самолетов существенно увеличивает лизинговые платежи, номинированные в долларах, при том, что с отсутствием международного сообщения практически вся выручка у них — рублевая», уточняет руководитель «АвиаПорта».

— Если американским или европейским авиакомпаниям после появления новых самолетов в принципе, возможно, удастся отыграть ситуацию, поменяв более возрастные самолеты на более молодые, для российских перевозчиков это будет сопровождаться непропорционально большим ростом лизинговых платежей, — считает Пантелеев.

У российских авиакомпаний на момент введения запрета на полеты 737 МАХ было два самолета — оба борта эксплуатировала S7. Еще несколько отечественных перевозчиков ожидали поставок этих машин — в общей сложности несколько десятков лайнеров должны были получить S7, «Победа», «Уральские авиалинии», Utair и NordStar.

Кризису Boeing год: потеря $19 миллиардов, замалчивание проблем, подковерные игры

Ровно год назад регуляторы сразу нескольких стран потребовали приостановить полеты Boeing 737 MAX. Случилось это спустя два дня после того, как лайнер Ethiopian Airlines врезался носом в землю недалеко от аэропорта города Аддис-Абеба. Это была вторая за пять месяцев катастрофа 737 MAX, и всем стало ясно: с самолетом что-то не так. Примерно за неделю один из самых современных лайнеров стал изгоем. Перевозчики срочно искали замену для рейсов, регуляторы готовили постановления об официальном запрете на полеты, а Boeing под натиском общественности нехотя признал: проблема есть. Но, похоже, никто и предположить не мог, что все окажется настолько серьезно. До сих пор непонятно, когда лайнеру снова разрешат полеты. Onliner изучил худший год Boeing за всю 104-летнюю историю концерна.

Вся история — кратко:

  1. Прошел год с момента приостановки полетов нового поколения самого популярного пассажирского самолета в мире — Boeing 737 MAX. Случилось это после двух крушений за пять месяцев. В них погибло 346 человек.
  2. По предварительным данным, к обеим катастрофам привела неправильная работа системы MCAS, которая должна спасать самолет от сваливания. Ее ввели из-за появления новых, более крупных и экономичных двигателей, которые при определенных условиях могли задирать нос самолета (что грозило сваливанием).
  3. В медиа попала информация из расследования инцидентов. Из данных следует, что Boeing давно знала о проблемах 737 MAX, но замалчивала их. Кроме того, есть подозрения, что тестовый пилот Boeing намеренно скрывал от регулятора некорректную работу MCAS ради более быстрого прохождения сертификации самолета.
  4. План по быстрому исправлению алгоритмов MCAS не сработал: 737 MAX уже больше года на земле. За это время исполнительного директора Boeing уволили с выплатой $62 млн, а производство модели самолета остановили.
  5. Когда Boeing 737 MAX вернется на рейсы, все еще неизвестно. Потери компании уже составили $19 млрд.

MAX не планировали делать

Сперва Boeing вообще не планировала выпускать 737 MAX. Вместо этого компания собиралась сделать абсолютно новый узкофюзеляжный самолет. Но планы нарушил соперник из Старого Света — Airbus. Французский A320, прямой конкурент 737 NG, готовился к дебюту нового поколения — A320neo, который обещал стать намного экономичнее предшественника. По легенде, все решил разговор главы American Airlines Джерарда Арпи с тогдашним исполнительным директором Boeing Джеймсом Макнерни — младшим: Арпи заявил, что уже практически заказал несколько сотен A320neo, и если Boeing не хочет потерять крупный контракт, то пусть поторопится с заменой 737 NG.

Американский концерн понял, что может упустить момент. Создание лайнера с нуля займет порядка десяти лет — а за это время A320neo сильно укрепит свои позиции на рынке, будучи более эффективным по сравнению с устаревающим 737 NG. Тогда американцы решились на четвертое поколение 737 под названием MAX: все-таки сделать серьезный рестайлинг проще, чем создавать лайнер с чистого листа.

Одно из важнейших отличий новинки от прошлого поколения — новые, более экономичные двигатели CFM LEAP-1B. Их диаметр больше, чем у предшественника (173 сантиметра против 156), и под крылом они не помещались. Из-за этого гондолы двигателей выдвинули вперед и немного приподняли. Такое решение привело к новой проблеме: в некоторых ситуациях лайнер показывал тенденцию к задиранию носа. В этом есть опасность — потеря подъемной силы, что может грозить сваливанием. Boeing предусмотрела защитный механизм — систему MCAS. Она, распознав вероятность сваливания, должна сама перекладывать хвостовой стабилизатор на пикирование, то есть опускать нос самолета для набора скорости и, как следствие, увеличения подъемной силы.

Почему система спасения привела к трагедиям

Однако при неправильной работе MCAS возникали проблемы — это могло случиться при сбое датчика угла атаки. Вообще, в самолете их два: как обычно, в авиации все дублируется. Однако новая система всегда получала информацию лишь от одного датчика. И когда он передавал ложные сведения (например, из-за механического повреждения при столкновении с птицами), MCAS принимала на веру ошибочные показания. Далее система пыталась спасти самолет от сваливания, которого на самом деле не было. Экипаж тем временем пребывал в растерянности: по непонятной причине лайнер все время уводило в пике.

По предварительным данным, именно это произошло с рейсами Lion Air 610 и Ethiopian Airlines 302 (расследования все еще продолжаются). В обоих случаях MCAS заставала пилотов врасплох, что привело к катастрофам и гибели 346 человек. Именно после потери эфиопского самолета в авиационной среде поднялась буря.

Почему Boeing не предположила, что единственный датчик, от которого зависит корректность работы MCAS, может выйти из строя, внятно не объяснили до сих пор.

Уже само по себе второе крушение идентичного лайнера в течение пяти месяцев — явление подозрительное. Но, к сожалению, такое уже случалось: в 2014 году Malaysia Airlines потеряла два Boeing 777, однако тогда к надежности самолетов претензий не было. Но здесь обстоятельства катастроф были практически одинаковыми: оба лайнера разбились спустя несколько минут после взлета, они столкнулись с поверхностью в пикировании, перед этим экипажи успели сообщить о неполадках с управлением. Если после первого крушения в Яванском море у Boeing хватило наглости заявить о полной безопасности 737 MAX, то теперь вопросов к концерну появилось слишком много — и руководство нехотя дало заднюю.

Как проходил бан

Первой страной, объявившей о приостановке полетов 737 MAX, стал Китай. Это произошло в день катастрофы, 10 марта. Спустя еще два дня аналогичное решение приняли регуляторы в Евросоюзе, Австралии, Канаде и Индонезии. Дональд Трамп после крушения Ethiopian Airlines 302 назвал современные самолеты «слишком сложными», однако исполнительный директор Boeing Деннис Мюленбург в телефонном разговоре заверил президента США: 737 MAX безопасен. Днем позже, 13 марта, спохватилось и Федеральное управление гражданской авиации США — на территории страны был введен временный запрет на эксплуатацию 737 MAX. После этого Boeing не осталось ничего другого, кроме как призвать авиакомпании временно не использовать такую модель самолета.

Почему запреты не начались еще после первой потери самолета в Яванском море? Не было повода. Расследование катастрофы Lion Air 610 еще шло, и причины крушения могли оказаться какими угодно: ошибка экипажа, отказ оборудования, да хоть теракт. Приостановка эксплуатации после одной катастрофы приводила бы к хаосу в авиационной индустрии, особенно когда расследования могут занимать больше года.

Boeing в своих заявлениях делала вид, что проблема как бы небольшая: мол, да, есть недоработка программного обеспечения, сейчас быстренько ее залатаем — и самолет вернется в небо. На самом деле ситуация была куда хуже, и концерн не мог не знать о ней. Об этом свидетельствуют как минимум рассказы его сотрудников, которые высказывали сомнения в безопасности самолета — а руководство никак не реагировало на них.

Очень странные дела

Boeing хотела сделать переход авиакомпаний с 737 NG на 737 MAX предельно дешевым и быстрым. Поэтому процесс переобучения пилотов на управление новым самолетом свели к минимуму. На момент выхода 737 MAX симулятор еще даже не успели закончить, да и в целом в концерне полагали, что он не нужен — настолько новый лайнер схож с 737 NG. Некоторые пилоты осваивали новый самолет через приложение на iPad. Но планшета было недостаточно для изучения всех нюансов, о которых Boeing даже толком не проинформировала эксплуатантов самолета. К примеру, лишь после крушения Lion Air 610 концерн выпустил бюллетень с разъяснением особенностей работы MCAS. Однако это не уберегло от второй катастрофы. Ethiopian Airlines заверила, что экипаж был обучен должным образом и в сложившейся ситуации не мог предотвратить падение самолета. Версию подтверждает промежуточный отчет о крушении рейса 302: вина лежит целиком на Boeing.

Однако упрощенная переподготовка на 737 MAX — мелочи на фоне другого вскрывшегося факта. Американское управление гражданской авиации (FAA), главный регулятор для авиационного бизнеса в США, разрешило Boeing почти самостоятельно проверять безопасность своих лайнеров. Разумеется, ни о какой беспристрастности в таком случае не могло быть и речи.

Бывшие и нынешние сотрудники Boeing на условиях анонимности поделились с зарубежными медиа информацией о тестировании самолета. По словам инженеров, проблемы с MCAS вскрылись еще тогда. В частности, они обратили внимание на серьезные «полномочия» системы: она грубо вмешивалась в управление самолетом и могла отклонять хвостовой стабилизатор на предельно допустимый угол пикирования, хотя изначально планировалась более деликатная ее работа. Причем даже после вмешательства пилота MCAS не отключалась. Как стало ясно из бюллетеня Boeing, в таком случае следовало перевести хвостовой стабилизатор на ручной режим управления — аналогичные действия предусмотрены на случай некорректной работы самого стабилизатора. Однако, судя по двум катастрофам, экипажи не осознавали в полной мере особенности MCAS и способы ее деактивации.

Также прокуроры заинтересовались информацией о том, что тестовый пилот Boeing Марк Форкнер мог намеренно соврать FAA о проблемах с MCAS в 2016 году. Форкнер уже не работает в Boeing, и сейчас устанавливается, действительно ли он предоставил регулятору ложную информацию ради ускоренной сертификации самолета.

Выпуск на склад

Авиакомпании спешно думали, чем заменить 737 MAX. Одна только American Airlines в начале апреля отменила 5 тыс. рейсов на самолетах этой модели, и это если не принимать во внимание тысячи заказанных самолетов, которые покупатели надеялись получить в срок, но теперь им пришлось искать другие машины.

Все это время Boeing продолжала выпускать 737 MAX: компания получила примерно 5 тыс. заказов. И перевозчики по-прежнему ждали свои самолеты. Лишь несколько из них отменили свои заказы — к примеру, flyadeal из Саудовской Аравии отказалась от тридцати 737 MAX в пользу Airbus A320neo. Другие продолжают ждать самолет Boeing по ряду причин. Во-первых, смена лайнера на, допустим, A320neo предполагает массу проблем: обучение пилотов и наземного персонала, налаживание поставок комплектующих. Во-вторых, авиакомпании надеются на скидки от Boeing в качестве извинения за подобную ситуацию. В-третьих, можно с уверенностью сказать, что при повторной сертификации регуляторы изучат буквально каждый миллиметр лайнера — а значит, проблем с ним уже точно не возникнет. Наконец, большой спрос на A320neo приведет к слишком долгому ожиданию поставок.

Сперва речь шла о возобновлении полетов до конца лета, затем — осенью, потом — до начала нынешнего года. Вместо этого в декабре Boeing остановила производство 737 MAX и объявила об увольнении Денниса Мюленбурга, исполнительного директора концерна. К тому времени скопилось более 400 самолетов в разной степени готовности: некоторые уже готовы к отправке авиакомпаниям, другие еще не собраны. Среди причин остановки производства — перенос сертификации на 2020 год и неясность в плане сроков возобновления полетов.

Кризис концерна потянул за собой подрядчиков. На одном только производстве 737 MAX занято 680 сторонних компаний по производству и поставке комплектующих. Оставшись без работы, некоторые из них принялись переводить своих сотрудников на вынужденные отпуска: так, Spirit Aerosystems (собирает фюзеляжи 737 MAX) отправила в отпуск 2800 работников.

Щедрые отступные

Неделю спустя, 23 декабря, Boeing объявляет об увольнении Денниса Мюленбурга по решению совета директоров. Это решение вряд ли стало для кого-то большим удивлением: расследование дела вскрыло слишком много проблем в компании, которые в той или иной степени привели к гибели 346 человек, и требовалось публично наказать виновника.

Впрочем, Мюленбурга выставили за дверь не с пустыми руками, а с $62,2 млн. Это возмутило родственников жертв двух крушений 737 MAX.

Уже потом, в январе нынешнего года, стали доступны переписки между сотрудниками: они сообщали о проблемах с 737 MAX, однако руководство закрывало на это глаза. В беседах друг с другом работники Boeing не стеснялись в выражениях: «Самолет проектировали клоуны под руководством обезьян», «Я свою семью на 737 MAX не отправлю». Кроме того, другие сотрудники высказывали уверенность в том, что им удастся склонить регуляторов «в нужную сторону», а также заявляли о готовности бороться с контролирующими органами, которые потребуют обязательной переподготовки пилотов на тренажерах.

Но и на этом проблемы Boeing не закончились. В 737 MAX продолжают находить изъяны. К примеру, в топливных баках нескольких уже собранных лайнеров обнаружили посторонние предметы — фрагменты инструментов. Это говорит о проблемах с контролем качества и общей организацией производства. Руководитель программы 737 заявил о начале внутреннего расследования с целью установить, как обломки попали в баки. Наконец, одна из последних обнаруженных проблем касается проводки. Boeing в очередной раз предстоит проверить все самолеты и при необходимости устранить изъян, прежде чем проходить сертификацию.

Даты или хотя бы примерных сроков возвращения Boeing 737 MAX на коммерческие рейсы до сих пор нет. В концерне рассчитывают получить все разрешения к середине июня. Вне всяких сомнений, на этот раз лайнер будут проверять по полной программе: с учетом вскрывшихся фактов и предубеждений общественности относительно 737 MAX самолет наверняка подвергнут самому строгому контролю, какой только возможен.

Читать еще:  Сберегательные слитки: почему ЦБ Узбекистана решил озолотить население

Потери Boeing из-за ситуации с 737 MAX продолжают расти и уже составляют $19 млрд — на столько потянут выплаты авиакомпаниям за невозможность использовать 737 MAX (и за срыв поставок), компенсации родственникам погибших в двух крушениях плюс затраты на доработку самолета и проведение тестов. Кроме того, прошлый год компания закончила с убытком в $636 млн, что можно считать небольшой суммой для концерна такого уровня.

Впрочем, новый исполнительный директор Boeing Дэвид Калхун настроен позитивно: «Я уверен в этом самолете. MAX — просто песня. Мы верим, что выпустим самый безопасный самолет, и рады тому, что делаем».

Хороший самолет с неизвестной проблемой. Главные вопросы о Boeing 737 MAX 8

Временная приостановка эксплуатации лайнеров Boeing 737 MAX после катастрофы, произошедшей в Эфиопии 10 марта, принимает глобальный характер. О временном отказе от самолетов данного типа объявили уже десятки стран. 12 марта стало известно, что временный запрет на полеты Boeing 737 MAX введен Евросоюзом. Российская авиакомпания S7 Airlines, единственный отечественный перевозчик, использующий в настоящее время Boeing 737 MAX, объявила о временном прекращении их полетов с нуля часов 13 марта 2019 года.

Лишь Соединенные Штаты продолжают безоговорочно доверять своему авиапроизводителю. Как сообщило Федеральное управление гражданской авиации (FAA), «до настоящего времени наша оценка не выявляет системных проблем в функционировании и не дает оснований для приостановки эксплуатации лайнера». При этом The New York Times утверждает, что глава корпорации Boeing Деннис Мюлленбург лично убеждал президента США Дональда Трампа в том, что эксплуатация Boeing 737 MAX должна быть продолжена.

Что такое Boeing 737?

Узкофюзеляжный турбовентиляторный реактивный пассажирский самолёт Boeing 737 является самым массовым пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения. Он производится корпорацией Boeing с 1967 года. Считается, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1200 самолётов и каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один 737-й.

При этом Boeing 737 — это название не конкретной модели, а целого семейства самолетов, включающего в себя более десятка моделей.

Чем выделяется Boeing 737 MAХ?

Это четвертое поколение «семьсот тридцать седьмых». Первым было поколение Original, затем — Classic и Next Generation.

Поколение Next Generation успешно эксплуатируется с декабря 1997 года. В 2011 году совет директоров Boeing одобрил новый проект Boeing 737 MAX. Главным изменением по сравнению с предыдущим поколением стало использование более мощных и крупных двигателей CFM International LEAP-1B. Некоторым изменениям подвергся и планер. Кроме того, у лайнера, согласно заявлениям производителей, снижен расход топлива. Boeing 737 MAX оборудован самой современной авионикой.

Boeing 737 MAX производится в нескольких модификациях: 737 MAX 7, 737 MAX 8, 737 MAX 9 и 737 МAX 10. Наиболее популярной у авиакомпаний является модель 737 MAX 8. Этот авиалайнер имеет размерность популярного Boeing 737-800, но обладает гораздо лучшими экономическими характеристиками.

MAX 8 на сегодняшний день считается самым продаваемым самолетом в истории корпорации Boeing. На него получено уже более 4500 заказов. Всего к марту 2019 года выпущено около 400 самолетов серии MAХ, и большинство из них составляют «восьмерки».

Как давно летает Boeing 737 MAХ 8?

Первый опытный образец был выпущен в ноябре 2015 года. Первый полёт модели Boeing 737 MAX 8 состоялся 29 января 2016 года. Коммерческая эксплуатация самолетов Boeing 737 MAX 8 началась в мае 2017 года, первым получателем стала малайзийская авиакомпания Malindo Air.

В России первым оператором Boeing 737 MAX 8 стала в октябре 2018 года компания S7 Airlines.

Сколько катастроф потерпели самолеты модификации Boeing 737 MAХ 8?

К настоящему моменту – две. 29 октября 2018 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air, выполнявший внутренний пассажирский рейс JT-610 по маршруту Джакарта — Панкалпинанг упал в Яванское море через 13 минут после взлета. Погибли 189 человек (181 пассажир и 8 членов экипажа).

10 марта 2019 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, совершавший пассажирский рейс ET302 из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел катастрофу через шесть минут после взлета. Погибли 157 человек (149 пассажиров и 8 членов экипажа).

В чем причины катастроф?

На данный момент нет окончательных данных ни по катастрофе в Индонезии, где расследование продолжается, ни по катастрофе в Эфиопии, где оно только началось.

Тревожит то, что у обеих катастроф есть много общего: лайнеры разбились вскоре после взлета , пилоты сообщали о неких неполадках и просили разрешения вернуться в аэропорт вылета, в обоих случаях до вхождения в пике наблюдались скачки высоты.

В ноябре 2018 года Bloomberg со ссылкой на источник сообщил, что корпорация Boeing намерена направить операторам-эксплуатантам Boeing 737 MAX предупреждение, в котором говорится: ошибочные данные в системе контроля за полетами на самолетах модификации MAX могут привести к крутому пикированию. Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA) распространило директиву, основанную на исследовании Boeing. Согласно документу, у Boeing 737 MAX возникли определенные нюансы, связанные с сенсором угла атаки (Angle Of Attack — AOA). Этот датчик определяет, насколько сильно задран вверх нос самолета. Это нужно для того, чтобы не допустить выхода лайнера на критические углы атаки, что приводит к нехватке мощности двигателей и последующему срыву в пике.

«Если автопилот получает от датчика завышенные данные об угле атаки, высока вероятность того, что компьютер начнёт подавать горизонтальному стабилизатору сигналы на переход в пикирование. Экипажу становится сложнее управлять бортом. Ситуация может привести к большой потере высоты», — говорится в директиве.

10 ноября 2018 года корпорация Boeing отправила компаниям-эксплуатантам дополнительные разъяснения.

«Модели 737−8/ −9 поколения MAX имеют MCAS: сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки, — говорилось в письме. — Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а также при полете с убранной механизацией на скоростях, приближающихся к скорости сваливания. Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота, либо выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте».

В чем обвиняют Boeing?

На данный момент обвинять корпорацию нет оснований, так как расследование авиакатастроф не завершено.

В то же время летчики обращают внимание на странность: компания Boeing до катастрофы в Индонезии фактически не информировала пилотов лайнеров модификации MAX об особенностях работы системы MCAS. В результате столкновение с ней для многих экипажей оказалось сюрпризом. По одной из версий, в двух случаях неготовность пилотов к встрече с технической новинкой закончилась плачевно.

Могут ли катастрофы повлиять на судьбу корпорации Boeing?

Все зависит от того, чем закончится расследование и как быстро корпорация сможет внести коррективы в системы Boeing 737 MAX. Сейчас, вне всякого сомнения, встревожены и пассажиры, и авиакомпании, и пилоты.

Знает ли история мировой авиации примеры, похожие на ситуацию с Boeing 737 MAХ?

Да, и немало. В 1952 году начались регулярные рейсы De Havilland DH.106 «Комета», первого в мире коммерческого реактивного авиалайнера, предназначенного для выполнения рейсов малой и средней протяжённости. Лайнеры имели громадный успех у пассажиров, однако затем последовала серия авиакатастроф, приведшая к прекращению эксплуатации «Комет» в 1954 году.

В ходе расследования удалось установить, что изъян заключался в особенностях конструкции. У «Комет» были два квадратных иллюминатора для приёмных антенн автоматического радиокомпаса (АРК) в крыше салона около кабины пилотов. Эксперименты, проведенные на земле после катастроф, показали, что причиной аварий была технология крепления этих квадратных иллюминаторов методом клёпки: отверстия располагались чересчур близко, и уже на стадии изготовления самолёта заклёпки могли нарушить структуру обшивки из тонкого (0,5 мм), но прочного сплава алюминия на микроскопическом уровне. В результате возникала микроскопическая трещина, которая со временем (и числом полётов) увеличивалась: при подъёме «Кометы» на высоту крейсерского полёта её фюзеляж раздувался значительным давлением, поддерживаемым в салоне, а при снижении принимал прежние размеры, тем самым подвергаясь циклической нагрузке, что способствовало развитию усталости металла. Углы иллюминаторов и люка двери служили зонами концентрации напряжений. Комбинация этих факторов в конце концов приводила к взрывообразному развитию усталостной трещины и разрушению всего фюзеляжа.

«Кометы» новой модификации вернулись в небо в 1958 году. После исправления ошибок конструкции эти самолеты показали высокую надежность. Для чартерных и туристическизх перевозок они использовались вплоть до конца восьмидесятых годов.

Первый советский реактивный самолет Ту-104, эксплуатировавшийся с 1956 года, также поставил в тупик создателей серией странных катастроф, в которых первоначально виновными считали пилотов. Лишь благодаря мужеству летчика Гарольда Кузнецова, который до последних секунд жизни передавал информацию о поведении своего гибнущего Ту-104, было установлено, что самолет подвержен так называемому «подхвату»: самопроизвольному не контролируемоему экипажем увеличению угла тангажа, вслед за которым следует сваливание в штопор.

Благодаря полученной с борта самолёта информации причины катастрофы были определены и в конструкцию лайнера были внесены необходимые изменения. Эксплуатация Ту-104 продолжалась до начала восьмидесятых годов.

«Боинг» не смог оставить кризис 737 МАХ в 2019 году: что ждет компанию в новом 2020 году

Главным событием 2019 года в авиационной отрасли стал кризис, связанный с Boeing 737 Max 8. Этому кризису предшествовала гибель 346 человек в двух авиакатастрофах. Кризис вокруг Boeing создает прецедент, который может изменить всю авиационную отрасль.

29 октября 2018 года в Индонезии разбился самолет авиакомпании Lion Air. На борту самолета был 181 пассажир. Через несколько месяцев, 10 марта 2019 года, около столицы Эфиопии Аддис-Абебы разбился самолет Ethiopian Airlines, на борту которого было 149 пассажиров.

Обе эти катастрофы связывает один факт: и в Эфиопии, и в Индонезии разбились самолеты Boeing 737 Max 8. Позже расследования показали, что катастрофы связаны с техническими характеристиками самолета.

В конце 2018 — начале 2019 года корпорация Boeing чувствовала себя более чем уверенно на авиарынке. В главном сегменте рынка узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов у нее был отличный новый продукт — авиалайнер 737 MAX.

Этот самолет по продажам опережал своего главного конкурента А320 NEO корпорации Airbus и даже начал устанавливать исторические рекорды продаж.

Спустя всего год картина для Boeing и всей авиаотрасли резко поменялась: самолетам 737 MAX запрещено летать почти во всем мире, производство самолета остановлено, а убытки корпорации оцениваются в миллиарды.

На стоянках скопились четыре сотни новых самолетов, среди которых и те, что были поставлены компаниям, и совсем новые, построенные в 2019 году. И пока что никто не знает, когда они поднимутся в небо.

Кризис Boeing спровоцировал проблемы у крупнейших авиакомпаний, использовавших самолеты 737 MAX. Авиаотрасль до сих пор не оправилась от этого удара.

На этом фоне в Boeing начались кадровые перемены. В конце декабря корпорация отправила в отставку исполнительного директора Денниса Мюленбурга. Его место с 13 января этого года займет нынешний глава совета директоров компании Дэвид Кэлхун. В пресс-релизе объясняется, что «смена руководства необходима для восстановления уверенности в том, что компания движется вперед, поскольку она работает над улучшением отношений с регулирующими органами, клиентами и другими заинтересованными сторонами».

  • Boeing приостановит производство лайнера 737 Max
  • Что случилось в кабине «Боинга»?

В течение всего 2019 года корпорация обещала, что с новых самолетов будет снят запрет на полеты. При этом назывались все новые и новые сроки, но потом они вновь переносились.

16 декабря в этой интриге была поставлена точка — Boeing объявила, что с января приостанавливает производство 737 MAX. В корпорации обещали, что они сохранят рабочие места сотрудников и сделают все для возобновления производства в будущем.

Главный вопрос 2020 года для авиаотрасли в целом и компании Boeing — вернутся ли новые Boeing 737 MAX на пассажирские линии и когда это произойдет.

Русская служба Би-би-си рассказывает о главном скандале 2019 года в авиационной отрасли.

Тайная программа

К кризису, с которым компания столкнулась в этом году, привела жесткая конкуренция на рынке и стремление Boeing выиграть в ней.

В 2010 году европейский авиационный гигант и главный конкурент Boeing на рынке авиалайнеров Airbus объявил о начале разработки нового поколения семейства A320 с новыми двигателями, которое назвали NEO (New Engine Option).

Чтобы успеть за конкурентом, Boeing пришлось создавать ремоторизованный вариант своего старого лайнера в этом сегменте — 737.

Но это оказалось не так просто: из-за слишком коротких стоек шасси расстояние от крыла до земли не позволило разместить новые, более крупные двигатели на их штатных местах. Инженерам пришлось вынести двигатели за кромку крыла и поднять выше над землей.

Автор фото, Reuters

На этом снимке видно, что двигатель Boeing 737 MAX вынесен вперед и поднят до уровня крыла — вынужденное решение проблемы коротких стоек шасси

Но у этих изменений был и побочный эффект: у нового самолета появилась тенденция в полете задирать нос вверх — в авиации это называют кабрированием.

В Boeing справились с недостатком с помощью специальной программы, которая принудительно опускала нос, когда самолет опасно поднимал его. Программа реагировала на показания датчиков. Ее назвали Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS) — «улучшение характеристик системы маневрирования».

Однако компания не сообщила об этом пользователям — пилотам и авиакомпаниям. Это опять же было связано с конкуренцией с Airbus. Если бы о MCAS и особенностях конструкции нового самолета было известно заранее, то пилотам пришлось бы переучиваться. А это требует времени и финансовых ресурсов. В итоге покупатели могли бы просто выбрать самолеты Airbus вместо Boeing.

Именно MCAS, как выяснилось впоследствии, стала причиной двух авиакатастроф.

Автор фото, Getty Images

Один из двух датчиков угла атаки на 737 МАХ

Из-за неисправности одного датчика угла атаки программа направляла самолет вниз, в сторону земли, ошибочно полагая, что он опасно кабрирует.

  • Что случилось в кабине «Боинга»?

В ходе расследования выяснилось, что MCAS, работая в фоновом режиме, полагалась на показания только одного датчика угла атаки из двух. При этом пилот не мог отключить систему, поскольку не знал, что она существует.

Как тайное стало явным

Пилотов не обучали действиям по нейтрализации программы. Сигнализация, которая ставила бы их в известность о неполадках, в частности — о несоответствии показаний двух датчиков — была в числе дополнительных опций и не входила в базовую комплектацию лайнера.

О том, что эта программа могла привести к аварии, стало известно сразу после первой катастрофы самолета компании Lion Air в Индонезии 29 октября 2018 года.

Однако даже после падения самолета в Индонезии меры по нейтрализации программы не были доведены до сведения всех компаний и пилотов. 10 марта разбился «Боинг» Ethiopian Airlines.

Полеты 737 МАХ запретили только после катастрофы Ethiopian Airlines

После двух катастроф полеты 737 Max были запрещены сначала в нескольких странах, в марте по рекомендации самой Boeing официальный запрет выпустила Федеральная авиационная администрация США (Federal Aviation Administration, FAA).

  • В этом году 737 Max вряд ли полетят. Похоже, у Boeing проблемы

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Претензии возникли не только к самой компании, но и к Федеральной авиационной администрации США. Международная комиссия, которая расследует ситуацию с «Боингом», пришла к выводу, что ФАА доверила слишком много работы в области сертификации самой корпорации, в частности — в случае с MCAS. Фактически Boeing сама проверяла собственную работу, а по результатам такой проверки получила в результате сертификат.

Читать еще:  Как использовать Twitter с Arduino: 7 шагов 2020

В начале декабря новый глава ФАА признала, что агентство совершило еще одну ошибку — позволило использовать Boeing 737 МАХ после первой катастрофы, несмотря на то, что по оценкам специалистов, MCAS нуждалась в изменении.

В ходе расследования катастрофы «Боинга» Lion Air аналитики ФАА пришли к выводу, что в ходе предполагаемого 45-летнего цикла использования примерно 4800 самолетов 737 МАХ может произойти более десятка таких авиакатастроф.

Автор фото, Getty Images

Глава ФАА Стив Диксон признал, что агентство не стало запрещать полеты 737 МАХ, хотя и сомневалось в нем

Стив Диксон признал, что ФАА лишь распространила предостережение для авиакомпаний, вместо того, чтобы сразу запретить полеты всех авиалайнеров этого типа.

Этот запрет был выпущен лишь после катастрофы Ethiopian Airlines в марте. Одновременно началось расследование, которое длится до сих пор.

Boeing объявила, что решила проблему, «перепрошив» бортовые компьютеры лайнеров в мае, однако для того, чтобы полеты этих самолетов возобновились, нужно фактически заново сертифицировать эту систему.

И теперь к этому процессу подходят настолько строго, насколько возможно — задержка с разрешением полетов 737 МАХ связана во многом именно с этой работой.

Что дальше?

Для того, чтобы весь четырехсотенный флот 737 MAX получил разрешение на взлет, нужно совершить несколько формальных процедур.

Переломным моментом кризиса станет сертификационный полет самолета с обновленным программным обеспечением. Boeing до середины декабря рассчитывал, что этот полет состоится еще в 2019 году, однако этого не случилось.

Би-би-си направила запрос в Boeing об их планах и ждет ответа.

  • Индонезийские следователи: к катастрофе Boeing 737 Max привела целая цепь событий

Но даже после первого полета, нужно будет пройти еще несколько формальных процедур. Стив Диксон, выступая в Комитете по транспорту и инфраструктуре Палаты представителей Конгресса США, описал несколько процедур, которые компании и властям США еще нужно пройти:

  • Необходимо будет при поддержке международных авиационных агентств разработать требования к переобучению пилотов;
  • Различные комитеты и госорганы США должны разработать требования к подготовке экипажей для работы на самолетах, отдельные стандарты эксплуатации и другие документы. Все эти документы должны быть согласованы и приняты.

После того, как все доклады и разъяснения будут подготовлены, ФАА распространит «Директиву летной годности» — это документ, где прописаны все шаги и процедуры, которым должны следовать авиакомпании, использующие 737 MAX.

Результатом этих формальных процедур станет разрешение совершать коммерческие полеты на 737 MAX. Но сами полеты начнутся позднее.

Авиакомпании должны будут установить последнюю версию программного обеспечения на бортовые компьютеры, провести тренировки пилотов, самолеты должны быть технически подготовлены для начала полетов. Американские авиакомпании говорят, что приготовления займут примерно месяц.

В других странах может потребоваться дополнительное согласование с местными авиационными агентствами.

Потери для корпорации и экономики США

За девять месяцев, согласно финансовому отчету «Боинга», выручка корпорации по сравнению с тем же периодом предыдущего года, упала на 19%, а чистая прибыль — на 95%.

За этот же период компания поставила заказчикам 301 самолет по сравнению с 568 за такой же период 2018 года. Выручка за этот период в 2019 году оказалась меньше на 39%.

Автор фото, Reuters

Лайнеры на стоянке возле завода Boeing в Сиэттле

Решение о временном прекращении производства и проблемы корпорации в целом, как считают аналитики, могут сказаться и на всей американской экономике.

Как полагает главный экономист RSM US Джозеф Брусуэлас, из-за проблем Boeing в первом квартале этого года рост американской экономики будет ниже 1%. От проблем корпорации пострадают другие производства и цепочки поставок в целом, предупреждают экономисты. Причем эффект может быть даже серьезнее, предупреждают они.

Автор фото, Reuters

Фюзеляж Boeing 737 MAX на заводе Spirit AeroSystems Holdings Inc

В России также есть крупные подрядчики, такие как производитель деталей из титана ВСМПО АВИСМА. В российской корпорации Би-би-си рассказали, что у компании довольно много покупателей, и поэтому кризис Boeing отразился на ее положении незначительно: «В то время, как у Boeing наблюдается снижение продаж, Airbus, напротив, наращивает поставки».

  • Airbus отчитался о росте прибыли вдвое на фоне кризиса в Boeing
  • Qantas выбрала самолеты Airbus для полетов между Лондоном и Сиднеем
  • Boeing лишился крупного заказа на лайнер 737 Max
  • Битва титанов: как Boeing обошел Airbus и проиграл ему

«Boeing снизил поставки самолетов с 149 воздушных судов в первом квартале 2019 года до 90 самолетов во втором (то есть поставки снизились на 59 самолетов). За тот же период Airbus увеличил поставки на 65 самолетов (с 162 самолетов в первом квартале 2019 года до 227 самолетов во втором), таким образом перераспределив спрос на титан для ВСМПО-АВИСМА», — рассказали в компании.

Новый самолет на фоне кризиса доверия

Одним из самых важных негативных последствий для американской корпорации стали репутационные потери. Когда в конце октября бывший исполнительный директор Boeing Деннис Мюленбург выступал в Сенате США, один из сенаторов назвал самолеты «летающими гробами».

  • Boeing лишился крупного заказа на лайнер 737 Max

Незадолго до Нового года представители Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) встретились с семьями жертв катастроф 737 МАХ. На встрече представители европейского агентства заверили родственников погибших, что самолеты не поднимутся в небо до тех пор, пока не будут проверены самым тщательным образом.

Это уже сказывается и на продажах других самолетов Being. На фоне кризиса с 737 МАХ другой самолет Boeing — новейшая модификация дальнемагистрального широкофюзеляжного 777X — проиграл европейскому Airbus A350 в тендере австралийской авиакомпании Qantas, выбиравшей авиалайнер для сверхдальних перелетов.

Потеря доверия происходит на фоне запуска нового самолета Boeing. 22 ноября Boeing показала новый авиалайнер семейства 737 — 737 МАХ 10. Это самый большой самолет и в семействе 737, и в модели МАХ.

Всего Boeing планировал выпустить другие варианты нового поколения своего бестселлера — 737 МАХ 9 и 10. Но не ясно, не исчерпало ли семейство 737 ресурс для модернизации.

Новый МАХ 10 столкнулся с похожими проблемами, что MAX 8. Фюзеляж самолета оказался настолько длинным, что для него пришлось разрабатывать новые телескопические стойки шасси, в противном случае при разбеге самолет, подняв нос, зацепил бы взлетно-посадочную полосу хвостом.

В середине апреля президент США Дональд Трамп предложил Boeing провести, как минимум, ребрендинг своей модели 737 — «добавить пару дополнительных крутых опций» и выпустить самолет с новым названием.

Вокруг новых программ Boeing в мировой авиационной прессе и блогосфере ходит немало слухов. Один из них — о разработке нового самолета на смену 737. Однако сама корпорация хранит молчание.

Как считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, сейчас в любом случае все усилия Boeing направлены на то, чтобы полностью восстановить программу производства и поставок 737 МАХ, а будущий самолет — вопрос перехода на новый технологический уровень в авиации.

«Конечно вопрос назрел, так или иначе предстоит переход на новый технологический уровень, но когда его проводить и кому его делать. Тут не всегда первый выигрывает», — сказал он.

Чем обернулась проблема с запретом полетов на лайнер Boeing 737 MAX

Под крылом самолета

Самолеты семейства Boeing 737 MAX были самыми продаваемыми моделями в истории американской корпорации — до того, как лайнеры оказались в центре скандала, были заключены контракты на сборку около 5000 таких машин. Первые самолеты семейства MAX поднялись в воздух в 2017 году, а к весне 2019 года по всему миру совершали рейсы около 350 таких самолетов. Приблизительно сотню лайнеров использовали перевозчики в США, несколько десятков машин бороздили небо Канады, Норвегии, Турции и Китая. В России единственным обладателем двух самолетов Boeing 737 MAX 8 является авиакомпания S7. Еще десятки компаний ждали начала поставок заказанных лайнеров, но всем этим ожиданиям пришел конец после второй за полгода катастрофы Boeing 737 MAX.

Напомним, что первая трагедия с участием самолета этой модели произошла осенью 2018 года в Индонезии — в катастрофе погибли 189 человек. Пока следователи разбирались в обстоятельствах крушения этого лайнера, произошла вторая катастрофа: в марте 2019 года в Эфиопии потерпел крушение еще один самолет того же типа, лишив жизни еще 157 человек.

Почти сразу же после второй катастрофы авиационные власти по всему миру начали вводить временные запреты на полеты Boeing 737 MAX в своем воздушном пространстве, а авиакомпании — замораживать контракты на поставку новых лайнеров. В результате в марте американская корпорация не получила ни одного заказа на самый популярный в мире самолет.

Предварительно следователи полагают, что причиной обеих катастроф стали проблемы в работе новой навигационной системы, установленной на Boeing 737 MAX — эта функция называется «Система расширения маневренных характеристик». По каким-то причинам документировать эту функцию в корпорации не стали, поэтому пилоты даже не знали о наличии такого «помощника» до первой катастрофы в Индонезии. После этого Boeing пообещал дополнить летное руководство и рассказать пилотам о способах отключения этой функции, но крушение лайнера в Эфиопии доказало, что этого категорически недостаточно.

Катастрофические последствия

В результате этой цепи событий авиакомпании оказались в трудном положении, причем не только те, кто уже эксплуатировал потенциально опасные самолеты, но и те, кто только заключил контракт на их покупку. Почти все перевозчики уже перешли на летнее расписание, а это означает существенное увеличение количества рейсов, необходимых для доставки граждан разных стран к местам отдыха.

Поскольку крупнейший конкурент Boeing, европейская компания Airbus, и так работает на пределе своих возможностей, получить дополнительные самолеты даже при наличии денег на них просто неоткуда, так что отпускное расписание неизбежно ждут коррективы. И пассажиров они вряд ли обрадуют.

Правда, большинство российских покупателей Boeing 737 MAX предпочитают не комментировать, как нехватка самолетов на них не скажется. Так, авиакомпания S7, единственный российский перевозчик, уже владеющий Boeing 737 MAX, приостановил полеты самолетов этого типа с 00:01 часов 13 марта. «Решение не повлияло на регулярность рейсов — полеты осуществляются в штатном режиме на других лайнерах S7 Airlines — самолетах семейства Airbus A320 и Boeing 737NG», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе перевозчика. Всего в парке компании 97 самолетов, из которых 2 — проблемные 737 MAX.

Еще один перевозчик, «Уральские авиалинии», также решил ничего не сообщать о своих планах. «Позвольте нам пока воздержаться от комментариев на эту тему», — сообщила пресс-секретарь компании Вера Гасникова в ответ на запрос «Газеты.Ru». В середине марта пресс-служба авиакомпании сообщала, что не намерена отказываться от заказа 14 самолетов Boeing 737 Max 8. Согласно материалам совета директоров «Уральских авиалиний», в мае 2018 года компания приобрела в операционный лизинг 14 Boeing 737-8, стоимость сделки превысила $1,5 млрд. Поставки самолетов ожидались в 2019-2020 годах.

Авиакомпания Utair также возлагала на новые Boeing большие надежды — перевозчик заказал 30 самолетов такого типа, причем первые поставки должны были произойти уже в апреле 2019 года. Пресс-служба компании заверяет, что не намерена совершать полеты на новых лайнерах до тех пор, пока не будет полностью уверена в их безопасности. Но на чем же тогда будут летать пассажиры Utair — вопрос открытый. Скандал вокруг Boeing стал настоящим ударом для компании, взявшей курс на техническое перевооружение на фоне серьезных финансовых трудностей. По двум синдицированным кредитам 11 банков, выданным в 2015 году, перевозчик должен 38,6 млрд рублей, причем по одному из кредитов (на 18,9 млрд рублей) Utair допустила дефолт.

Наконец, лоукостер «Победа» сразу после катастрофы в Эфиопии рассматривал возможность полного отказа от Boeing 737 Max — поставки самолетов низкобюджетной авиакомпании должны стартовать осенью 2019 года. «У нас поставки у «Победы» не раньше ноября 2019 года. К тому времени или Boeing решит проблему с безопасностью 737 MAX, или мы будем заказывать другую машину», — заявлял журналистам глава «Аэрофлота» (лоукостер входит в его группу) Виталий Савельев.

Единственная авиакомпания, решившая скорректировать свое расписание до начала летнего сезона и тем самым защитить пассажиров от возможных накладок, — NordStar. «В связи с производственной необходимостью, вызванной задержкой поставки в парк компании новых самолетов, авиакомпания NordStar проводит выборочную корректировку расписания для обеспечения регулярности и бесперебойности выполнения полетов в летний период», — отмечается в сообщении, опубликованном 22 апреля. В NordStar отменили несколько рейсов по наименее популярным направлениям.

На западном фронте без перемен

Разумеется, проблема с Boeing затронула не только российские, но и иностранные авиакомпании. Так, перевозчик flydubai вынужден составлять летнее расписание с учетом невозможности эксплуатации 13 самолетов Boeing 737 MAX в его флоте. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании, она с середины марта вынуждена отменять до 15 рейсов в день — это около 12% всех запланированных перевозок.

С тех пор, как часть его машин оказалась прикована к земле, перевозчик продолжает работать с отменами рейсов в хронологическом порядке – раздосадованным клиентам отвечают в порядке очередности соответственно с датами их перелета.

Пассажирам, которых затронула отмена рейсов flydubai, предлагают перенести полет на другой день, пересесть на рейсы партнерских авиалиний либо вернуть деньги в форме ваучера или в соответствии с формой первоначального платежа. Новая информация о рейсах постоянно публикуется на flydubai.com и на странице авиакомпании в фейсбуке.

Польская авиакомпания LOT также вынуждена была «оптимизировать расписание» из-за проблем с Boeing 737 MAX, правда, здесь изменения были не такими значительными – в марте был совершен 341 рейс, на семь меньше, чем было запланировано изначально. В апреле компания намерена совершить 347 рейсов вместо 356, которые значились в расписании, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе перевозчика. При отмене рейсов компания предлагает своим пассажирам альтернативные варианты маршрутов — например, вместо временно отмененного рейса Варшава-Домодедово можно выбрать рейс Варшава-Шереметьево.

«Мы следим за соблюдением интересов компании и подсчитываем убытки от вынужденного простоя части воздушного флота, а также обдумываем необходимость аренды дополнительных самолетов», — отметили в пресс-службе авиакомпании.

Лоукостер Norwegian Air сообщил «Газете.Ru», что проблему с нехваткой самолетов там решили при помощи аренды дополнительных воздушных судов, и пассажиры в результате не пострадали. Замещение автопарка при помощи лизинга входит и в долгосрочные планы перевозчика, так как не ясно, когда возобновятся полеты Boeing. Ранее авиакомпания заявляла о намерении взыскать с американской корпорации ущерб за трудности, вызванные связанным с ней международным скандалом. В пресс-службе лоукостера «Газете.Ru» подтвердили, что такой запрос был сделан, однако отказались разглашать подробности своего диалога с Boeing.

Необходимо отметить, что Norwegian Air не единственная компания, которая намерена требовать с Boeing возмещения убытков.

Вслед за норвежцами аналогичное заявление сделала индийская SpiceJet, у которой в воздушном парке 13 самолетов 737 MAX и которая ожидает поставки еще 193. Чуть позже список перевозчиков, требующих у американской корпорации компенсацию, пополнила одна из крупнейших авиакомпаний Китая China Eastern Airlines.

Невозможность использования уже купленных самолетов стала причиной серьезных финансовых проблем у авиакомпаний. Например, чешский перевозчик Smartwings после запрета на полеты некоторых моделей Boeing MAX был вынужден уволить часть своих сотрудников и временно прекратить набор персонала на вакантные места. Уволенные сотрудники авиакомпании получили письма от руководства, в котором их действия были аргументированы сложностями с 737 MAX.

Разрешить все эти проблемы несомненно, удастся, но произойдет это не раньше августа — согласно заявлению Федерального авиационного управления США, процесс оценки новой системы управления полетами самолетов Boeing 737 MAX международной экспертной группой займет около 90 дней. Первое заседание рабочей группы с участием экспертов из девяти агентств гражданской авиации разных стран назначено на 29 апреля.

Источники:

http://www.dw.com/ru/boeing-737-max-vozvrashhaetsja-v-nebo/a-55636872

http://iz.ru/1107072/kirill-senin/obeshchal-i-vernulsia-boeing-737-max-snova-v-nebe-posle-dolgogo-prostoia

http://tech.onliner.by/2020/03/12/boeing-41

http://aif.ru/society/safety/horoshiy_samolet_s_neizvestnoy_problemoy_glavnye_voprosy_o_boeing_737_max_8

http://www.bbc.com/russian/features-50825172

http://www.gazeta.ru/business/2019/04/26/12322291.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector