0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Судно на воздушной подушке «Лунь»

Содержание

Фантастический экраноплан-ракетоносец Лунь. Только в СССР смогли построить такой корабль

Привет. Я давно собирался поехать в Дагестан и посетить небольшой городок Дербент расположенный на берегу Каспийского моря. Моё желание было связанно с тем, что туда отбуксировали уникальную боевую машину, сознанную гениальными инженерами СССР — экраноплан Лунь. Но, если очень сильно чего-то хотеть, то желание материализуется.

Забегая вперёд скажу, что посещение этого объекта превзошло мои самые смелые ожидания. Столько эмоций от технического объекта я не получал очень давно. Вот представьте. Низкое и серое небо, блёклая полоска песчаного пляжа и у самой кромки воды возвышается огромных размеров серый «монстр».

Эпическое видео с квадрокоптера.

Вытащенный на берег одновременно похожий и на самолёт и на корабль! Такой объект не может не впечатлять.

Если не знать историю, что экраноплан можно с лёгкостью перепутать с самолётом. Особенно если смотреть на него сверху.

Есть все атрибуты летательного аппарата. Крылья, фюзеляж, хвостовое оперение и двигатели.

Встречаем. Это боевой ракетоноцец-экраноплан проекта 903 «Лунь». Его часто путают с кораблём-макетом, который был сделан немного раньше и из-за своих огромных и пугающих размеров был прозван «Каспийским монстром».

Поэтому, большинство людей путают экраноплан с самолётом. По определению советской классификации, экраноплан — судно (корабль) на динамической воздушной подушке. Только вот его скорость в 10 раз быстрее любого известного судна, или корабля.

Экраноплан — машина, которая совмещает в себе свойства летательного аппарата и судна. Можно сказать, что это недосамолёт и летающий гиперкорабль. Экраноплан передвигается на воздушном экране, который образуется под его крыльями.

Он летит на плотном слое воздуха под крыльями. Высота полёта небольшая до 8 метров над поверхностью. При этом скорость машины около 500 км/ч!
Прежде всего экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника. Есть у него свойство, которое позволяет подойти к цели незамеченным как раз на дистанцию пуска ракет.

Из-за того, что машина летела на экране низко, он был незаметен для радаров противника. Боевой самолёт видно издалека, корабль плывёт медленно, а экраноплан молниеносен и малозаметен.

Поэтому, все без исключения потенциальные противники СССР были в шоке от того, что у Союза есть такое оружие. Ведь ничего подобного, тогда (и сейчас) в мире не существовало!
Конечно у такой машины есть много недостатков.

Это гигантский расход топлива и требуемая мощность для того, чтобы махина весом в 250 тонн «вышла» на воздушный экран. Проблему с мощностью инженеры решили установкой 8-ми турбореактивных двухконтурных двигателей с тягой 13 000 кгс каждый! Это огромная мощность!

Мало того, каждый двигатель был оборудован поворотным соплом для нагнетания реактивной струи под крылья Луня. Тем самым увеличивая эффект экрана.

А вот проблему расхода топлива решить не удалость, поэтому дальность плаванья (хода) у Луня был небольшой — 2000 км. Лунь был хорошо вооружён. Основной вид оружия сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты Москит для уничтожения судов и кораблей противника. Контейнеры с ракетами установлены на «спине» Луня.

Ну и для защиты и ближнего боя было две пушечных установок 23-мм УКУ-9К-502-II.

Одна в кормовой части. А вторая под первым спаренным контейнерам в передней части экраноплана.

Экипаж экраноплана 10 человек. А для управления нужно всего два специально подготовленных человека. На фото ниже кабина пилотов. Слева Командир, справа второй пилот (помощник командира).

Места много. Я без труда разместился в кресле второго пилота.

А это место борт инженера. Что интересно, инженер мог управлять тягой восьми двигателей.

Всего хотели построить 8 экранопланов, но не успели. СССР развалился, а таких денег у СНГ уже не было. Проект так и забросили. Лунь долгое время хранился в закрытом доке в Каспийске, а после его отволоки к месту возле Дербента где будет построен парк Патриот.

Строительство парка идёт. Уже начали свозить экспонаты для реставрации и размещения.

Смеркалось. Я провёл возле Луня почти весь день и никак не мог от него уехать. Меня впечатлили размер, смелость и гениальность идеи постройки такой машины.

Перед буксировкой военные изъяли все секретные приборы из экраноплана.
Но они изъяли не всё.

Такая вот гениальная, но оказавшаяся ненужной боевая машина.

Всем Мир, лайк и репост! Завтра улетаю в Анапу, не прощаюсь.

Комментарии 968

Как во внутрь попали, он что открытый стоит и не разграбили?

По знакомству — буквально

У этого грозного оружия нет недостатков, их придумали хейтеры, завистники, агенты госдепа, делающие очернить НЕПРЕВЗОЙДЕНЫЕ творения СССР!

Ездил в этом году в Дагестан, Лунь тоже видел. Внушительно.

«… экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника»
Скромненько так) всего лишь авианосцы
На Яндекс-дзене у народа с фантазией получше будет, там ещё и подводные лодки вписали в предполагаемые цели)
Ну, Каспий же, там этих авианосцев с подлодками — пруд пруди)

Экраноплан можно разобрать и перевести на другие локации.
Странно, что ума про это подумать не хватило

Даже разбирать не нужно, по каналам из Каспия в Черное море, своим ходом.

Так он и оснащён ракетами, в этом и фишка. Даёт залп за 500 км от цели как я помню.
В наше то время понятно он бестолков. Но на момент 70-х…

А на момент 70-х в СССР такого и в проекте не было.
«Лунь» начали строить в 1983, спустили на воду в 1986 и только в 1989 завершили испытания.
Ракеты «Москит», которыми он вооружён, приняли на вооружение в 1984. О каких 70-х идёт речь?

Почитайте или посмотрите историю создания начиная с первых прототипов

Я знаю историю создания экранопланов КБ Алексеева и изучал даже серию СМ, которые были до КМ.
В указанный Вами период проходили испытания КМ, но они не были блестящими. Могу привести вот такую интересную цитату:

«По общему заключению конструкторов ЦКБ “Каспийский монстр” возил сам себя. При огромных размерах экраноплана — длина около 100 метров, КМ брал на борт 20-35 человек испытателей и, примерно, 5-7 тонн испытательной аппаратуры. Таким образом грузоподъемность 400-тонного воздушного судна не превышала 10-15 тонн. Стоит напомнить, что в 1965 году в воздух поднялся опытный самолет О.К. Антонова Ан-22 “Антей”, который превосходил КМ по полезной нагрузке в пять раз, по скорости — в 1,5 раза, по дальности — в три раза. Выпущенный в США за пять лет до КМ стратегический бомбардировщик В-52 при той же полезной нагрузке в 15 раз превосходил КМ по дальности и в 2 раза по скорости.»

Такое себе чудо-оружие.

Как сказало одно мудило, СССР кроме колош не чего не делало, которые продавала в Африку неграм.

Экраноплан «Лунь»: что случилось с советским «убийцей авианосцев»

Гордостью советских военно-морских сил были летательные аппараты особого типа — экранопланы. Спущенный на воду в 1980-х первый в мире экраноплан-ракетоносец «Лунь», который прозвали «убийцей авианосцев», сильно опережал свое время — и именно поэтому в итоге оказался не востребован.

Своеобразный гибрид с двигателями, разработанными авиаконструктором Николаем Кузнецовым, объединял в себе качества корабля и самолета.

Экраноплан движется вблизи поверхности воды или земли за счёт так называемого экранного эффекта: набегающий под крыло поток воздуха создаёт дополнительную подъёмную силу — воздушную подушку. Он может развивать скорость до 500 км/ч и имеет ряд очевидных преимуществ. Более того, существует разновидность экранопланов, способных на длительное время отрываться от поверхности, переходя в режим самолета, — экранолеты.

«КАСПИЙСКИЙ МОНСТР» И «ОРЛЕНОК»

Первый опытный образец военного экраноплана разработал нижегородский инженер-конструктор Ростислав Алексеев. Корабль-макет (КМ) с размахом крыльев в 38 метров и длиной 92 метра на Западе окрестили «Каспийским монстром». В воздух махину поднимала десятка двигателей, разработанных для стратегических бомбардировщиков.


«Каспийский монстр».

Размах крыла: 37,60 м Размах хвостового оперения: 37,00 м Длина: 92,00 м Высота: 21,80 м. Площадь крыла: 662,50 м² Масса пустого экраноплана: 240 000 кг . Масса максимальная взлетная: 544 000 кг. Максимальная скорость: 500 км/ч Крейсерская скорость: 430 км/ч Практическая дальность: 1500 км Высота полета на экране: 4-14 м

Преимущества экранопланов перед другими видами военного транспорта — экономичность, грузоподъемность и быстроходность — были оценены руководством СССР и министерства обороны. Главной «фишкой» амфибии стала его незаметность для радаров противника. Опытный образец летал на высоте от 4 до 14 метров (слишком низко для радиолокаторов) поверхностью над поверхностью моря, не касался воды при полете (не уловим для гидролокаторов). КМ мог брать на борт груз равный собственной массе (240 тонн), при этом расходовал на его доставку в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет аналогичной грузоподъемности.

В 1972 году Алексеев развил свои идеи и создал десантную версию экраноплана «Орленок», он же А-90. Корабль мог за час доставить с одного берега Каспийского моря на другой до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами. При этом судно имело черты уже экранолёта — могло не только скользить в нескольких метрах над поверхностью воды, но и подниматься на высоту до 300 метров. На вооружение ВМФ СССР экранопланы типа «Орленок» поступили в 1979 году. В общей сложности было построено пять А-90, последний из был списан в 2007 году.

Читать еще:  Стол для дисковой пилы своими руками


А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева.

«УБИЙЦА АВИАНОСЦЕВ»


«Лунь»

Эволюция инженерной мысли Алексеева в итоге привела к созданию ракетного экраноплана «Лунь». Первый и, к сожалению, единственный экземпляр корабля был спущен на воду 16 июля 1986 года.

Длина машины уменьшилась до 73 метров, а размах крыльев в свою очередь увеличилась до 44 метров. Скорость хода «Луня» достигала 500 км в час, а дальность хода — до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами «Москит». На момент создания одной из самых современных разработок. «Москиты» двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).

В 1984 году руководство Минобороны вывело тему экранопланов из приоритетных для ведомства. Среди высказаных экспертами причин — нетипичность проекта, необходимость новых материалов и т.д.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ

В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.

Экраноплан «Лунь»

Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.

Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.

Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.

Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама

Где находится экраноплан «Лунь»

После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.

Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.

История

История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.

В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.

Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.

Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.

Характеристики

Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.

Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.

Каспийский монстр

Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.

У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».

Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.

От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.

Маршрут на Яндекс. Картах:

Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.

Расписание электричек:

От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.

Как пройти от станции до экраноплана:

Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.

Экраноплан «Лунь» внутри: видео

Координаты Warspot: экраноплан «Лунь»

В середине 1960-х годов специалисты конструкторского бюро (КБ) Р.Е. Алексеева начали работу над экспериментальным экранопланом — судном на динамической воздушной подушке, способным перемещаться на малой высоте (буквально несколько метров) от поверхности за счёт экранного эффекта. Суть этого эффекта в общих чертах заключается в том, что воздушные массы, распространяемые от крыла, достигают поверхности (земли, воды, снежного покрова или льда), отражаются от неё и возвращаются к экраноплану, благодаря чему под крылом аппарата создаётся область повышенного давления. Это увеличивает подъёмную силу крыла. У экранопланов существуют как плюсы (например, высокая живучесть, малозаметность для радаров и независимость от аэродромов), так и минусы (в частности, низкая манёвренность и высокий расход топлива). В наши дни будущее экранопланов видится в области грузоперевозок, в том числе военных, и спасения людей в море, однако широкого распространения в мире аппарат так и не получил.

Тем не менее 45 лет назад создание экраноплана являлось в СССР перспективным направлением работы. Детище КБ Алексеева было готово в 1966 году под названием КМ — «корабль-макет». Правда, в его случае дальше испытаний, которые продолжались 14 лет, дело не пошло. В 1980 году КМ потерпел аварию в Каспийском море и затонул. Зато он послужил основой для разработки в стенах того же КБ экраноплана-ракетоносца проекта 903 «Лунь», предназначавшегося для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 т. Строительство экраноплана началось в 1983 году. Спущенный на воду через три года аппарат имел 73,8 м в длину, 19,2 м в высоту, две артиллерийские установки с 23-мм авиационными пушками ГШ-23 и нёс шесть противокорабельных крылатых ракет ЗМ-80 «Москит». Размах его крыла достигал 44 м, он мог подниматься над водой до 3 м и развивать скорость до 500 км/ч, дальность его плавания составляла 2000 км, а экипаж насчитывал десять человек. В 1991 году «Лунь» прошёл все испытания и был зачислен в состав Каспийской флотилии. На этом, собственно, его история и закончилась, так как с распадом СССР экраноплан был законсервирован в сухом доке завода «Дагдизель» в Каспийске.

Вполне вероятно, что у этой истории не было бы счастливого конца, если бы не настойчивость активистов, убедивших министерство обороны и местные власти в том, что «Лунь» необходимо сохранить. В июле 2020 года его морем отбуксировали из Каспийска в Дербент и вытащили на берег. В скором будущем экраноплан станет одним из экспонатов строящегося в городе парка «Патриот».

Планировалось, что «Лунь» будет первым из восьми запланированных кораблей проекта 903, однако в действительности он оказался единственным, чьё строительство завершилось. До распада Советского Союза началась работа над ещё одним экранопланом, получившим название «Спасатель», однако в 1990-х годах все процессы были остановлены, а сегодня законсервированный аппарат находится в Нижнем Новгороде.

Морские монстры: экранопланы СССР и России

Советский Союз создал целую серию удивительных транспортных средств — экранопланов, — способных на уничтожение авианосцев неприятеля. К сожалению, в 90-е годы почти все наработки были уничтожены. Способны ли ещё подняться в воздух эти монстры — разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

Коллаж © L!FE. Фото © Flickr/Simone Bosotti// Wikimedia Commons

Говорят, что в этот день в ЦРУ все общались исключительно самыми грязными ругательствами. Во время проявки кадров, снятых самолётом-разведчиком U-2, в акватории Каспийского моря было замечено нечто невероятное. Судя по фотографиям, над поверхностью моря летел гигантский самолёт со скоростью около 500 километров в час. Тогда это чудо техники и получило прозвище «Каспийский монстр», а американские разведчики начали разработку по советским экранопланам, едва ли не самым удивительным военным машинам того времени.

Читать еще:  Как сделать скворечник из бутылки своими руками

Как летит экраноплан

Фото: © wikipedia.org

Обычный самолёт для полёта использует подъёмную силу, возникающую за счёт разницы давления над и под плоскостью крыла. По верхней кромке крыльев (в зависимости от угла атаки) воздушный поток проходит быстрее, а под нижней — медленней. Из-за этого сверху от крыльев давление меньше, чем под ними, что и выталкивает летательный аппарат вверх. При этом при снижении самолёта, почти у самой земли, может возникнуть интересный эффект. Его называют экранным, так как поверхность (взлётная полоса или водная гладь) также могут замедлять поток движения воздуха под крылом — и з зоны высокого давления он смещается в зону низкого, но тормозится теперь не только плоскостью крыла, но и приближающейся землёй.

В итоге самолёт словно садится на «воздушную подушку», что приводит к ещё большему нарастанию давления и смещению его от передней части крыльев, как бывает при обычном полёте, к задней. В полётах ранней эпохи воздухоплавания это приводило к тому, что самолёт «клевал носом» при посадке, а то и вовсе совершал сальто. Проблему решили, разместив крылья над кабиной и поставив самолёт на шасси. Но впоследствии инженеры подумали: «А почему бы не применить экранный эффект для движения самого летательного аппарата?»

. И создали экранопланы. Мы не случайно упомянули воздушную подушку. Экранопланы ближе всего именно к морским судам, использующим этот принцип. Только воздушная подушка экраноплана создаётся не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. Давление под нижней плоскостью крыла повышается, что удерживает технику в полёте над поверхностью воды.

Фото: © EAST NEWS/ Laski Diffusion

Создаются такие условия только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров), именно поэтому экранопланы используются преимущественно над водой. Они могут летать и над обычной поверхностью, только она должна быть ровной, без деревьев и сильных искривлений рельефа. Например, над поверхностью высохшего солёного озера экраноплан будет летать без проблем.

Из-за специфики полёта управлять экранопланом сложно. Обычному пилоту, пересевшему в кабину такой машины, будет крайне непривычно. Здесь всё иначе: изменение высоты меняет балансировку летательного аппарата, изменение скорости — тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Однако у экраноплана есть множество плюсов по сравнению с современными самолётами и судами, так как они сочетают в себе качества как тех, так и других:

  • экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов, так как в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении;
  • экранопланы быстрее судов на воздушной подушке, так как достигают скорости в 500 километров в час;
  • экранопланы экономичнее, чем самолёты, из-за специфики полёта ;
  • экранопланам не нужен аэродром.

Наша школа Экранолет «Ракета-2». Конструктор — лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Ростислав Алексеевич Алексеев.

Фото: © РИА Новости

В конструкциях экранопланов выделяют две основные школы — советскую, созданную Ростиславом Алексеевым, и западную, первенство в которой принадлежит немецкому, а затем и американскому (после Второй мировой он был перевезён в США, где и трудился до самой смерти) конструктору Александру Липпишу (Alexander Lippisch).

Немецкие экранопланы всегда делались как треугольные летающие крылья, чаще всего без хвостового оперения, устойчивые, но неспособные развить высокую скорость. Советские, а потом и российские разработки, напротив, опирались на прямое крыло. Такая схема требует дополнительных усилий по стабилизации конструкции, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме. Есть ещё и тандемная схема, но она пока почти не вышла за рамки теоретической авиации.

Ростислав Алексеев.

Ростислав Алексеев, главный конструктор экранопланов в мире, был кораблестроителем, мечтавшим о настоящем полёте и воплотившим свои мечты в реальность. В 1935 году он поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова, а в октябре 1941 года (в связи с началом войны экзамены отложили) защитил дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях».

Во время войны он работал в должности контрольного мастера выпуска танков на заводе «Красное Сормово». В 1942 году было принято решение о выделении Алексееву помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Вчерашний выпускник, он смог заразить своей идеей всех, убедить в возможности заставить катер «летать». В проект Алексеева поверило и управление кораблестроения ВМФ, ему были выделены средства.

Разработка затянулась на долгие годы, уже после войны в 1957 году Алексеев представил судно на подводных крыльях «Ракета» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Все советские суда на подводных крыльях — «Метеоры», «Буревестники», «Кометы» — построены Ростиславом Алексеевым.

Рождение монстра

Авиационно-морской поисково-спасательный комплекс самолет «Мрия» — экраноплан «Орленок». Разработан в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Я. Алексеева. Репродукция.

Фото: © РИА Новости

Алексеев начал создавать экранопланы в 1962 году. При этом он видел своей задачей совмещение в экраноплане возможностей обычного самолёта и, собственно, экранолёта. По его задумке, использовать эту технику предполагалось как над поверхностью воды, так и на высоте до 7500 метров. Для проверки возможностей экранопланов им была создана экспериментальная модель КМ «Корабль-макет». Однако зарубежные специалисты расшифровали эти буквы по-своему «Каспийский монстр» (Kaspian Monster).

Экраноплан имел размах крыла почти 38 метров, длину 92 метра, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. 22 июня 1966 года, перед рассветом, с волжского причала спустили на воду самый крупный на то время летательный аппарат на планете.

Сразу после выпуска с завода встала проблема перемещения экраноплана к месту испытаний. Почти месяц полупритопленный, с отстыкованным крылом, накрытый маскировочной сеткой экраноплан буксировали по Волге из Горького на полигон в Каспийск. По соображениям секретности шли только ночью, днём «монстр» отдыхал в тени маскировочной сетки.

В 1966 году «Каспийский монстр» наконец вышел на испытания, которые проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе города Каспийска (Дагестан). Долгих 15 лет шли тесты этого чуда техники, пока не случилась авария в 1980 году из-за ошибки пилотирования. Обошлось без жертв, более того, экраноплан ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его предпринято не было. Он так и затонул в Каспийском море.

Первый полет «Орлёнка» Российский экраноплан типа «Орленок», разработанный советскими и американскими специалистами.

Фото: © РИА Новости

В начале 70-х годов конструкторское бюро Алексеева получает заказ на создание военного экраноплана, и 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт «Орлёнок» был принят как боевая единица в состав военно-морского флота. Он получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан).

«Орлёнок» имел вовсе не маленькое полное водоизмещение в 122 тонны, развивал скорость в 216 узлов и мог перевозить 200 десантников в полной боевой выкладке или 28 тонн груза. Малый десантный экраноплан предназначался для переброски морских десантов на дальность до 1500 километров, с возможностью взлёта при высоте волн до двух метров. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществлялись через откидывающуюся вправо носовую часть.

Всего было создано пять таких уникальных для своего времени машин. К сожалению, в 1984 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны Сергей Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок. Но даже это не остановило процесс создания одного из самых уникальных военных транспортных средств в мире — экраноплана «Лунь».

«Лунь» — птица гордая

Фото: © Экраноплан Лунь. Проект 903.

Ростислав Алексеев уже не увидел полёта этого экраноплана, ставшего выражением всех его идей и мыслей. 14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолёта, во время спуска на воду он получил травмы. Две операции не помогли, и самый главный творец экранопланов в мире скончался 8 февраля 1980 года. В это время конструкторские работы по проекту «Лунь» уже были завершены, оставалось дождаться начала строительства.

В 1983 году был заложен первый и, как потом окажется, последний тяжёлый ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903. В 1986 году эта поражавшая воображение махина была готова. Ставший продолжением идей «Каспийского монстра» э краноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага.

По сути, «Лунь» — это охотник на авианосцы, способный с огромной скоростью подойти к ордеру противника и отстреляться ракетами, оставаясь в зоне недосягаемости. Вооружённый шестью пусковыми установками с противокорабельными ракетами «Москит», «Лунь» мог нанести свой удар с расстояния в 120 километров, при этом пролетев над водой до 2000 километров, оставаясь практически невидимым для радаров противника.

Размах крыла этой птицы 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Внутри крыла находятся четыре отсека с топливом для восьми двигателей НК-87. Длина этого экраноплана 73 метра, а высота сравнима с пятиэтажным домом — 19 метров.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной нецелесообразности эти планы реализовать не удалось. В настоящее время «Лунь» списан и законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника пылится на секретных складах, откуда, наверное, больше никогда не будет возвращена. Можно посмотреть на это чудо советской инженерной мысли из космоса, пройдя по ссылке в Google-карты и вбив следующие координаты (42°52′54″ с.ш. 47°39′24″ в.д.).

За рубежом

Фото: © «Военное обозрение»

Самым громким зарубежным проектом стал Boeing Pelican — военный экраноплан с возможностью переброски 1200 тонн за раз. Дальше разработок он не пошёл, концепция оказалась слишком огромной и малореализуемой даже по меркам не особо считающих деньги американских военных.

Аппарат должен был совершать полёт на высоте около десяти метров над морем, имея возможность подниматься на высоту в 6000 метров для полётов над сушей или обхода штормов. За один раз Pelican смог бы поднять до 17 танков M1 Abrams или почти 200 морских 20-футовых контейнеров. Однако с 2013 года об этом проекте ничего не слышно.

Читать еще:  Как сделать вместе с ребенком похожее на мармелад чудесное желейное мыло

Была информация о постройке крупного экраноплана Южной Кореей, однако и этот проект в настоящее время заморожен.

Современное состояние

Фото: © wikimedia.org

В настоящее время серьёзного производства экранопланов в России нет. Есть разрозненные компании, занимающиеся созданием небольших экранолётов. Время от времени возникают идеи о возрождении советской школы, однако они так и остаются не более чем прожектами. Более того, в России полностью отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая эксплуатацию экранопланов. Производители этого вида техники столкнулись с трудностями: им не удаётся собрать полный комплект разрешений на использование такого вида транспорта. Причём ни по одному из трёх назначений экранопланов: военному, спасательному и гражданскому. Огромное количество различных бюрократических организаций и отсутствие чёткой правовой базы превращают рядовую ситуацию по сертификации воздушного судна в неразрешимую проблему.

В России до сих пор даже не смогли решить проблему перевозки «Луня» и организации музея. Так до сих пор он и ржавеет потихоньку, начиная разваливаться на куски. У огромной страны не нашлось возможностей ни на сохранение советских технологий, ни на их перевод на гражданские коммерческие рельсы.

Однако вполне возможно, что сейчас экранопланы могут получить новое развитие. Дело в том, что для освоения Арктики они станут одним из наиболее удобных вариантов — способные преодолевать большие расстояния, не обращая внимания на то, лёд или вода находятся у них под крылом. Посмотрим, может быть, уже скоро мы вновь увидим низкий полёт этих удивительных аппаратов.

Потомок «Каспийского монстра»

Фото: Евгений Костин

Ракетоносец, который может и плыть, и лететь, не видимый радарами и способный уничтожить корабль противника с расстояния в 250 километров, — это не фантастика, а творение конструкторов СССР. Когда-то на экраноплан «Лунь» возлагали большие надежды и планировали запустить в серийное производство. Но уже 26 лет внушительная махина стоит на приколе около дагестанского Каспийска.

«Каспийский монстр» выходит в море

В 20-е годы XX века ученые открыли экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы летательного аппарата во время движения над ровной поверхностью. Это может быть море, лед, земля без перепадов высот. Используя эффект «воздушной подушки» между поверхностью и аппаратом, в 1961 году советский кораблестроитель Ростислав Алексеев сконструировал машину, не имевшую аналогов в мире, — экраноплан, скоростное судно, способное и передвигаться по воде, и лететь над поверхностью земли.

Экспериментальная модель экраноплана СМ-1 послужила прототипом для больших машин — КМ и «Лунь». Разрабатывали и собирали их на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), а испытывали в Каспийском море. В черте города Каспийска на территории завода «Дагдизель» для этого создали специальную станцию для приемо-сдаточных испытаний. Место выбрали исходя из соображений секретности: Каспий — море закрытое, да и «Дагдизель» производил продукцию для «оборонки» и был режимным объектом. В 1966 году в Дагестан вниз по Волге отбуксировали экраноплан КМ.

Фото: Евгений Костин

Михаил Халимбеков

— Я помню, как его привезли, — рассказывает заместитель директора завода «Дагдизель» по техническим вопросам Михаил Халимбеков. — Он был в полуразобранном виде: с крыльями он не проходил по каналам и шлюзам Волгоградской ГЭС.

Экраноплан был спрятан за картоном или фанерой с надписью «Плавстенд» и укрыт маскировочной сеткой.

Вокруг бухты возвели забор, и рабочие приступили к сборке аппарата корабля-макета — так расшифровывалась аббревиатура КМ, которую западная разведка неверно истолковала как «Каспийский монстр». Некоторые детали изготавливали тут же, на «Дагдизеле».

— Вот такими болтами крепили крыло к корпусу, — Халимбеков отмеряет руками расстояние в 20 сантиметров.

Экраноплан действительно поражал размерами: 92 метра в длину, 22 метра в высоту, а масса судна превышала 500 тонн. КМ был оснащен десятью двигателями и мог лететь над водой на высоте от 3 до 14 метров, с максимальной скоростью около 500 километров в час.

Экраноплан КМ (репродукция)

— Когда работали два двигателя, установленных на корме, в городе было невозможно разговаривать, какой стоял грохот. Уровень шума составлял 140 децибел — звук взлетающего реактивного самолета, — вспоминает Халимбеков.

Он так описывает чувства людей, увидевших, как испытывают экраноплан:

— Из пены и морских брызг вылетал огромный нос с восемью двигателями и поворачивал в сторону берега. Когда люди на махачкалинском загородном пляже видели, как экраноплан разворачивался, они готовы были зарыться от страха в песок.

Инженер-конструктор Алексеев испытывал свое детище больше 13 лет. Приезжал в Каспийск, постоянно что-то усовершенствовал, перед каждым взлетом — а пилотировал свое творение нередко он сам — исследовал каждый гвоздик. Но «Каспийского монстра» ждала незавидная судьба. В ноябре 1980 года, уже после смерти Алексеева, аппарат потерпел аварию из-за ошибки пилотов. Незадолго до рокового полета два двигателя с кормы перенесли на нос, центр тяжести судна сместился. С корабля были сняты 30 тонн балласта. Он стал легче и, соответственно, мог набрать высоту больше привычной, рассказывает Халимбеков.

Родоначальник судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислав Алексеев. Фото Алексея Жигайлова /Фотохроника ТАСС

— Они поднялись на высоту около 30 метров. Скорость была предельной. По инструкции пилотам надо было сбросить обороты двигателей, но они попытались отрегулировать высоту. На огромной скорости экраноплан под углом вошел в воду — это все равно что удариться о бетон, — объясняет Халимбеков.

От удара экраноплан разбился, но не утонул. По одной из версий, оба пилота получили переломы позвоночника, их вертолетами доставили в больницу, а позже судили и приговорили к условным срокам. Пассажиры же корабля, ученые, не пострадали, на катерах их эвакуировали на берег. Сам «Каспийский монстр» оказался на дне моря — перевозить потерпевший крушение корабль на сушу по каким-то причинам не стали.

«Лунь» — боевой самолет-корабль

Фото: Евгений Костин

На смену «Каспийскому монстру» пришел первый и единственный в мире боевой экраноплан, вооруженный шестью ракетами, — «Лунь», он же «проект 903». Был сконструирован там же, где и КМ, — в Нижнем Новгороде — и в 1986 году спущен на воду. По размерам уступал старшему брату, но имел больший размах крыльев — 45 метров, что придавало аппарату высокую устойчивость.

Длина «Луня» — 73 метра, высота — 20 метров, а размах крыльев — 45 метров. Вес — около 400 тонн. «Лунь» мог подниматься «на экране» на высоту до 5 метров. На борту одновременно находились до 10 человек. В отличие от других моделей, «Лунь» был более мореходным — мог выдерживать шторм до 5−6 баллов.

Экраноплан проекта 903 собирались использовать для ракетных ударов по кораблям. «Лунь» благодаря высокой скорости движения — 500 км/ч — и незаметности для радаров (на низкой высоте его невозможно было засечь) мог легко подойти к авианосцам на расстояние точного запуска ракеты, объясняет Халимбеков.

В 1987 году в Каспийске начались конструкторские, а затем заводские испытания нового экраноплана.

— Догнать экраноплан могли бы только самолеты. А вооружена машина была до зубов, — вспоминает Халимбеков.

На аппарат установили шесть ракет ЗМ-80 «Москит», которые и сейчас находятся на вооружении Российской армии и способны поразить цель на расстоянии до 250 километров.

Интересный факт: испытывая «Лунь», военные выпустили боевые ракеты по пустому зданию торпедного цеха завода «Дагдизель», стоящему прямо в море. Из-за попадания снарядов и без того заброшенный цех стало подтапливать водой.

После завершения государственных испытаний в 1990 году «Лунь» поступил на службу в ВМФ, он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, где кроме ракетного экраноплана числились три транспортно-десантных — «Орленок».

Фото: Евгений Костин

«Лунь» планировалось запустить в серийное производство, в Нижнем Новгороде завершалась сборка второй машины, но распад Советского Союза внес свои коррективы в эти планы: достраивали аппарат уже как поисково-спасательный, а затем финансирование прекратилось вовсе — и проект 903 был заморожен полностью.

Оставшаяся единственной огромная машина, то ли самолет, то ли корабль, совершила свой последний полет в 1991 году, после чего аппарат законсервировали в заводском доке, а всю электронику с него сняли. А позже аппарат официально исключили из состава Каспийской флотилии, как и «Орлят».

«Творение, превзошедшее время»

Сейчас «Лунь» стоит на территории завода «Дагдизель».

— Все устарело: электроника, гидравлика, двигатели пришли в негодность, — говорит Халимбеков. — Но корпус корабля на сто процентов пригоден — в прошлом году его проверяла комиссия минобороны и вынесла такой вердикт.

Но планов вновь поставить экранопланы на вооружение в России пока нет. Возможно, виной тому относительная ненадежность аппарата и не очевидная экономическая целесообразность его строительства — при всех прочих достоинствах. Если использующие экранный эффект аппараты и начнут эксплуатировать, это будут, скорее, «гражданские» варианты — для транспортировки грузов или людей; о таких разработках периодически заявляется в прессе.

Фото: Евгений Костин

На заднем плане — стоящий в море восьмой цех завода «Дагдизель», где испытывали торпеды. Сейчас цех заброшен

— Известно, что американцы заказали российским конструкторам проект подобного аппарата. На таких суднах можно было бы возить пассажиров через Атлантику: самолет прямо из гавани, например, Нью-Йорка, мог прилететь в гавань Франции, Испании. Куда угодно — не нужно строить дополнительных аэропортов… — предполагает Халимбеков.

Судьба же единственного в мире экраноплана-ракетоносца, доживающего свой век на берегу Каспийска, пока неизвестна. Корабль-самолет может постигнуть участь ходового летающего макета десантно-транспортного «Орленка», после аварии долгие годы стоявшего на центральной площади Каспийска в качестве памятника, а потом утилизированного на металл. «Орлята» — единственный тип экраноплана, выпущенный в серию. Всего было собрано пять аппаратов, один из них сейчас выставлен на Химкинском водохранилище в Москве — в Музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России. «Лунь» тоже вполне мог бы стать музейным экспонатом, считает Халимбеков, но есть сложности: транспортировать его будет непросто или невозможно.

— Дело в том, что док, в котором стоит «Лунь», сгнил. И сейчас судно вроде бы хотят списать и порезать на металлолом. Это было бы глупостью. Алексеев был гений, и экраноплан — творение ХХ века, превзошедшее свое время.

Источники:

http://www.drive2.ru/b/583800818126350731/

http://vladimirtan.livejournal.com/823752.html

http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/derbent/placeofinterest/38549

http://warspot.ru/20717-koordinaty-warspot-ekranoplan-lun

http://life.ru/p/991585

http://etokavkaz.ru/istoriya/potomok-kaspiiskogo-monstra

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector