1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ментовозы дяди Вовы»: как я в гараже построил 29 вездеходов

Содержание

«Ментовозы дяди Вовы»: как я в гараже построил 29 вездеходов

Я тридцать с лишним лет носил погоны. Ушел на пенсию подполковником в 2011-м.

Еще когда был милиционером, увлекся рыбалкой, охотой, сбором ягод и грибов. Работа была напряженной: 15-16 часов в сутки, а тут выйдешь в лес, пройдешь десяток-другой километров, подумаешь о чем-то постороннем — и голова проясняется. С тех пор в лесу я бываю не реже одного-двух раз в неделю.

Когда собирал клюкву на болотах, видел, как местные жители передвигаются на самодельных вездеходах. Их у нас называют каракатами — видимо, по аналогии с каракатицами. Это очень примитивные агрегаты — обычно на базе мотоциклов «Восход», «Минск», «Иж Планета» или «Иж Юпитер».

Вот тогда и загорелся: «А чем я хуже? Сделаю-ка я свой болотоход».

Свои вездеходы я называю «ментовозами». Не вижу в этом названии ничего обидного, ведь я сам из милиции

Как сделать вездеход в обычном гараже

Чтобы собрать вездеход, нужен обычный гараж с набором самых ходовых инструментов: пилой-болгаркой для резки труб, оборудованием для сварки (у меня она трех видов), домкратами и прочим. Я себе поставил задачу — в конструкции не должно быть больше шести элементов, изготовленных на токарном станке. Станка у меня нет, поэтому такие детали заказываю на стороне.

Профильные трубы для рамы и каркаса покупаю в магазине и сам свариваю их в нужной конфигурации. Мосты — как правило, они уазовские — с авторазборок, куда поступают битые машины. Двигатели — оттуда же. Сначала я пользовался моторами мотоциклов и мотороллеров, но потом перешел на двигатели от наших «Оки» или ВАЗа, в основном «девятки». Пробовал и китайский «Лифан», но он получается дороже, чем старые «жигули».

Донорами для колес становятся покрышки от вездехода КрАЗ (его в народе называют «лапотником»), МАЗа или «Урала». Раньше они валялись на свалках, а сейчас приходится покупать.

Чтобы покрышки были легкими, снимаю с них несколько слоев, оставляя максимум четыре корда.

Для изготовления грузо-пассажирского кунга, каркасного кузова, использую специально обработанную фанеру и листовой поликарбонат. Он очень крепкий: не бьется и не царапается о сучки и ветки.

Никаких предварительных чертежей будущего вездехода не делаю. Все в голове. По наитию. Под свою задумку и подбираю необходимые составляющие.

Про первые «ментовозы»

Первый вездеходик пытался сделать из своего огородного мотоблока: присоединил к нему тележку с колесами.

«Ментовоз-2011» — мотосредство с рамой от тяжелого мотоцикла «Урал», двигателем от мотороллера «Тулица»

Спустя год я создал свою первую полноценную машину, которую самоиронично назвал «ментовоз». Это было причудливое трехколесное мотосредство с рамой от тяжелого мотоцикла «Урал», двигателем от мотороллера «Тулица», мостом от «Москвича-412», коробкой от ВАЗ-2101 и простой цепной передачей. Вот на нем я и совершил свои первые поездки в лес.

Ну а дальше — пошло-поехало. Особенно после того, как вышел со службы на пенсию и свободного времени стало много.

Все мои машины — колесные. Гусеничную технику я не очень люблю. Она тяжелая и дорогая в производстве.

Про мой парк вездеходов

Свои аппараты я уже традиционно зову «ментовозами». У каждого детища есть и отдельное прозвище-название. Например, «Муравей» — потому что он сам весит меньше, чем груз, который может перевозить.

Еще я участвую в соревнованиях «Вездеход-Трофи». Раньше они проходили в Ленинградской области, а в этом году впервые пройдут на Вологодчине

Мой любимый вездеход — это «Боевая машина мента», или, по-другому, «Зверюга». Он плавающий. Если нужно проехать по жидкому болоту поверх мха, колеса за несколько секунд спускаются, давление на поверхность становится минимальным, и мы легко преодолеваем топь. Потом компрессором точно так же за несколько секунд колеса накачиваем обратно.

«Болотный бегемотик» в естественной среде обитания

У «Зверюги» гидрообъемное рулевое управление — можно баранку пальцем крутить. Рама, как и во всех предыдущих моделях, так называемая переламывающаяся, то есть состоящая из двух частей. Это позволяет легко преодолевать неровности рельефа и крутые ямы. Очень удобный заход в кабину для водителя и отличный обзор. А еще боковые дверцы для аварийного выхода. Сверху поставлен кунг для 3-4 пассажиров с двумя спальными местами.

Читать еще:  Насос-автомат Джилекс Джамбо 60/35 П-К Комфорт

Сейчас я вожусь со своим тридцатым вездеходом, которого назвал «Агрессор». Считаю, он будет самым совершенным из всех. В нем куча моих личных, эксклюзивных технических решений.

Все мои машины — колесные. Гусеничную технику я не очень люблю: хотя у нее есть свои плюсы, но она и тяжелая, и дорогая в производстве

Впервые я использую непереламывающуюся усиленную раму хребтового типа, которая позволяет ставить мосты от УАЗа и двигатель вазовской «девятки». «Агрессор» уже на ходу, осталось кое-что доделать по мелочи.

Почему вездеход у нас незаменимая вещь

Большинство вездеходов я раздал друзьям, родственникам и знакомым. Небольшую часть продал. Без такой машины в наших северных краях — никуда! Ведь больше половины территории Вологодской области — это топи и болота.

Без в вездехода в наших краях — никуда!

Цена моего трехколесного вездехода на базе мотоциклетного двигателя была смешная — 25 тысяч рублей, четырехколесного с автомотором — в пределах 350-400 тысяч. Это даже ниже себестоимости производства. Но для меня это не бизнес и не средство заработать, а просто увлечение всей жизни.

Несколько лет назад мы начали проводить и вездеходные походы в труднодоступные исторические места и к уникальным природным памятникам. Не только по Вологодчине, но и в Карелии и соседних регионах.

Например, в 2014 году на 9 вездеходах, преодолев 130 километров, мы дошли до заброшенного города Чаронда, основанного еще в XIII веке на границе с Архангельской областью.

А еще несколько раз мне приходилось выступать в роли спасателя МЧС. Еду где-нибудь по болоту в глухомани и вдруг слышу крик: «Помогите!» Выходят измученные, покусанные комарами и мошкой мужчина и женщина. Собирали клюкву, ушли далеко от машины, заблудились, мобильник сигналы не ловит. Ночь провели под кустом и совсем уже отчаялись.

Беру их на борт моего «ментовоза» и везу километров 10-15 до оставленной машины или прямо в поселок, откуда они вышли.

Текст: Сергей Пономарев

Фото: из личного архива Владимира Сидорова

Ментовозы дяди Вовы

Дядя Вова и некоторые из его вездеходов.

Бывший сотрудник СОБР, подполковник полиции, своими руками собрал 26 вездеходов, которые сам называет ментовозами.

«Алексей Лысенков был в восторге, — говорит вологодский Кулибин. — Шел восьмой час съемки телепередачи, все устали, но эмоции не утихали. А мне в итоге вручили телевизор. Поставлю его в новый ментовоз с удобствами!»

По семейным обстоятельствам

«В школе мечтал: буду конструктором, — рассказывает Владимир Сидоров. — А получилось так, что с родной Орловщины в 1980 году отправился работать в патрульно-постовую службу в Москву, прямиком на Красную площадь».

Через три года «по семейным обстоятельствам» Владимир Сидоров перевелся служить в ГАИ Вологодской области и осел в нашем регионе насовсем. Из ГАИ перешел служить в отряд специального назначения. Дважды, в 1995-м и 1998 годах, в составе вологодского СОБРа ездил в Чеченскую республику. А в 2011 году вышел в отставку и «ушел в лес».

«Я полюбил Вологодчину всем сердцем, ни разу за границу не тянуло, настолько красив наш край, — признается подполковник в отставке. — Сейчас я знаю каждый его уголок. Где только не побывал! И уверен — нет в России лучше места».
Страстный охотник и рыболов, Владимир Сидоров уезжает в глухие леса и непроходимые болота с началом сезона сбора грибов и ягод. Именно это увлечение, по словам мужчины, и заставило взяться за чертежи, а потом разыскивать на авторазборках двигатели от битых автомобилей и колеса от грузовиков.

Свой первый внедорожник, трехколесный болотоход, Владимир Сидоров собрал в 2001 году. Назвал поначалу просто — «Ментовоз-2001». Второй ментовоз, тоже трехколесный, появился в 2003 году. А сейчас их 26!

От «Муравья» до «Бегемотика»

«Самый первый вездеход двигался за счет коробки ВАЗ-2101 и на покрышках от КрАЗа и «Урала», — рассказывает Владимир Сидоров. — Потом пошли в ход двигатели от «инвалидки» и мосты от ВАЗа и «Нивы». Со временем для меня двухтактные двигатели перестали быть интересными, и я плавно перешел на двигатель ВАЗ-1113, о чем до сих пор не жалею. У самого крупного ментовоза двигатель ВАЗ-2108 и мосты УАЗ-«колхозника». А в последнее время делаю модели на базе двигателей «Лифан».

На сборку одного вездехода Владимиру Сидорову требуется от пяти месяцев до года. «Все зависит от сложности и цели, которую перед собой поставил, — говорит конструктор. — И, конечно, от того, какие запчасти удается достать. Удовольствие это недешевое, но поглощает целиком и полностью».

В последнее время суровым ментовозам вологжанин стал давать собственные имена. Есть в его коллекции четырехколесный «Муравей» весом 700 килограммов, способный вывезти из непроходимых топей почти тонну груза, есть «Болотный бегемотик», а из последних моделей — БММ (Боевая Машина Мента) «Зверюга».

Среди друзей — таких же охотников, любителей экстрима — нашлось немало желающих купить машины, которые делает Владимир Сидоров. Поэтому из 26 сделанных им вездеходов в автопарке сейчас находятся только пять. В среднем стоимость такой машины — свыше 200 тысяч руб­лей, зато автор головой отвечает за ее надежность.

Читать еще:  Как сделать воблер своими руками: делаем блесну из дерева и других материалов

«И принципиально не повторяю одну и ту же модель, — говорит ветеран спецназа. — То есть все вездеходы у меня уникальные. Они даже плавают за счет больших покрышек».

Отель для вологодских болот

На передачу «Сам себе режиссер» в рубрику «Слабо?» вологжанин отправил сначала фото, а потом и видеозаписи испытаний своих машин, а вскоре получил приглашение сняться для телеканала «Россия». 19 сентября Владимир Сидоров отправился в Москву.

«Ох, и тяжелая это работа — снимать передачи, как я убедился, — рассказывает конструктор-умелец. — Восемь часов снимали несколько выпусков программы «Слабо?». Алексей Лысенков был в восторге от моих изобретений. Я занял первое место и получил в подарок телевизор».

А тем временем мастер не сидит сложа руки и задумал сделать новый ментовоз. У него уже есть одна комфортабельная машина, в которой оборудовано спальное место, но в планах сделать настоящий отель для вологодских болот.

«И телевизор подаренный пригодится, — мечтает вологодский Кулибин. — Только пока некогда. Ягоды пошли, нужно уезжать в лес. Что удобно — один вездеход у меня на одном краю болота стоит, второй — на другом. Можно не одну тонну ягод вывезти. Без такой техники человек в места, куда я заезжаю, не пройдет. Поэтому жду хорошей добычи, а там уж и охота скоро, и рыбалка. На вездеходе поеду, а как же!»

Мотовездеход в чемодане

Как изготовить мотовездеход своими руками? Как формируют самодельные гусеничные мотовездеходы по чертежам? Какие тонкости обязательно надо учесть любителям самодельной техники? Как сделать мини-мотовездеход 2х2?

  1. самодельный полноприводной мотоцикл 2х2
  2. Описание транспортного средства
  3. Ремонт и переделка старой газонокосилки в самоходную тележку в стиле Rat Rod
  4. Предназначение мотовездехода 3х3
  5. Кресло-карт своими руками
  6. Общие технические характеристики
  7. Самодельный каракат на основе мотоблока
  8. Трактор «СОМ»
  9. Изготовление
  10. Что потребуется
  11. Инструменты для работы
  12. Расходные материалы
  13. Гибрид ОКИ и НИВЫ на ШАИНЕ
  14. Рекомендации перед началом работ
  15. Инструкция по созданию мотовездехода
  16. Рекомендации

самодельный полноприводной мотоцикл 2х2

принцип работы полного привода

Описание транспортного средства

Мотовездеход — транспортное средство для езды по бездорожью. Самая популярная разновидность в этом сегменте — квадроциклы, однако встречаются модификации с 3 и 2 колесами.

По эксплуатационным возможностям выделяют 2 группы мотовездеходов. К 1 категории относят утилитарные модели, предназначенные для хозяйственных нужд и увлекательных прогулок. На таком агрегате можно отправиться в лес или на рыбалку по местности, где даже джип не пройдет. Спортивные версии используют для гонок по бездорожью или экстремальных поездок.

Ремонт и переделка старой газонокосилки в самоходную тележку в стиле Rat Rod

Rat rod это стиль hot rods или пользовательских машин, которые в большинстве случаев, имитируют (или преувеличивают) старые hot rods 40, 50 и 60-х годов. Rat rods – это, как правило, автомобили,

Предназначение мотовездехода 3х3

Рассматриваемое ТС ориентировано на преодоление любого бездорожья. Трицикл пройдет по лесным тропам, песку, грязи, льду, мелководью и неглубокому снегу.

Мотовездеходы пользуются популярностью у охотников и рыбаков.

Владельцы ценят повышенную проходимость, компактность, маневренность агрегата.

Подобные модификации интересуют жителей глубинки и деревень. Мотовездеходы уверенно преодолеют проселочные дороги, развивая скорость до 60 км/ч. При этом цена такого ТС (особенно самодельного) на порядок ниже автомобильного аналога или квадроцикла.

Кресло-карт своими руками

Если вы хотите создать уникальный транспорт, обратите внимание на эту самоделку. Вашему вниманию представлено «супер-скоростное» кресло, работающее на двигателе внутреннего сгорания. Помимо

Общие технические характеристики

Параметры трицикла Самсон, сделанного на базе мотоцикла ИЖ-Юпитер 5:

  • передний/задний тормоз — диск с ручным гидроприводом/барабан ножной;
  • габаритные размеры — 3,55/2,26/1,58 м;
  • база колес — 1,6 м;
  • вес полный — 470 кг;
  • скорость — 40 км/ч;
  • потребление горючего — 9 л/100 км;
  • трансмиссия — цепная передача с раздаточной коробкой;
  • передняя/задняя подвеска — удлиненная вилка-телескоп/маятник с регулируемыми амортизаторами;
  • мотор — бензиновый движок с 2 цилиндрами объемом 347 куб. см (24,5 л.с.).

Самодельный каракат на основе мотоблока

Каракат выполняет те же функции, что и вездеход, но есть отличительные особенности:

Такая переделка больше всего касается именно покрышек, на создании которых нужно сделать особый акцент.

Нужно выделить ключевые нюансы:

Трактор «СОМ»

Давным давно во дворе автора стояла старая, местами подгнившая ВАЗ 32101. Она долго стояла и занимала места, при этом ремонтировать эту машину было бы слишком затратно и не целесообразно, а

Изготовление

Чтобы изготовить мотовездеход своими руками по схеме 2х2, необходимо прежде всего внимательно изучить базовые чертежи.

Тут представлена, к примеру, общая принципиальная схема рамы устройства.

А это — самодельный трехколесный аппарат на базе мотоцикла. Его общая длина составляет 2,31 м, расстояние между серединами крайних колес равно 1,1 м. В целом такой схемы, думается, уже достаточно для серьезной сборки.

Довольно хорошие результаты на бездорожье может показать гусеничный вездеход типа переломка. Такие модели обычно рассчитаны именно на полное отсутствие дорог, когда надо ехать на охоту или рыбалку. Чаще всего выбирают полный привод, благодаря которому обеспечивается максимальная проходимость. Для создания рамы стоит взять профильную трубу из стали сечением 4х4х0,2 см. Важно: облегчить конструкцию получится, если сделать второстепенные компоненты вездехода из трубы сечением 2х2х0,2 см.

Читать еще:  Солнечная плита своими руками

Аналогичные трубчатые изделия применяют для формирования кабин и кунгов. Ведущий вариатор оптимизируют под тот мотор, который планируется использовать. Концы ведомого вала стоит дополнить фланцами от «Нивы». Обязательна установка блокировки либо использование самоблокирующегося дифференциала.

Передаточные числа для большей надежности стоит просчитать как с коробкой, так и при ее отсутствии.

Сделать мини-мотовездеход по системе 4х4 можно на базе мотоблока. Раму варят из профиля 4х4х0,2 см. Ездить такая самоделка может на шинах низкого давления, снятых с любого подходящего по формату квадроцикла. Приводить в движение задний мост удобнее и надежнее всего цепной передачей. Органы управления советуют брать с автомобилей ВАЗ.

Но все же более практичный и проходимый аппарат всегда катается на гусеницах. Основой для таких самоделок могут послужить корпуса самых разных автомашин. Некоторые умельцы используют в качестве «донора» ЗАЗ либо УАЗ. Но никто не мешает применить и старый ИЖ. Гусеничные вездеходы, кстати, обычно еще отличаются и плавучестью, что особенно полезно в богатых водоемами местностях.

Если же говорить про двухколесные модели, то они имеют свое важное преимущество — такие устройства относятся к особо легкой категории. Их гораздо проще и удобнее перевозить в самых разных местах. Подобную технику можно взять в поезд, в междугородний автобус. Да и вытаскивание застрявшего транспорта из ям существенно упрощается.

Редуктор в мотовездеходе на двух колесах может быть взят даже с бензопилы; в плане устройства ничего примечательного эта модель не представляет.

Что потребуется

Исходя из того, на какой основе будет создаваться самодельный мотовездеход, потребуются соответствующие материалы. К ним относят запчасти от старых автомобилей, мотоциклов, скутеров.

Некоторые детали придется купить на специальных базах.

Часть элементов можно соорудить из подручных средств (труб, уголков, шлангов).

Инструменты для работы

Набор инструментов для создания самодельного мотовездехода стандартный:

  1. Сварочный аппарат.
  2. Комплект ключей и отверток.
  3. Болгарка.
  4. Молоток.
  5. Пассатижи.
  6. Шлифовальный станок или машинка.
  7. Дрель с шуруповертом.
  8. Измерительные приборы (уровень, рулетка, штангенциркуль).
  9. Карандаш (мел).
  10. Лакокрасочные материалы.
  11. Защитные приспособления (перчатки, очки, сварочная маска).

Лучше проводить работы в специализированных мастерских, где есть профессиональное оборудование.

Расходные материалы

Все зависит от типа техники и основы. Материалы, необходимые для изготовления квадроцикла на базе мотоцикла Урал-2:

  1. Видоизмененная рама, глушитель, руль с валом, двигатель, коробка переключения передач, сцепление, бак от «донора».
  2. Передние колеса и укороченный задний мост от ВАЗ-2101.
  3. Карданный вал, шарнир равных угловых скоростей от Оки.
  4. Седло, задние амортизаторы от мотоцикла Урал.
  5. Тормозной узел и передняя подвеска от Жигулей.

Гибрид ОКИ и НИВЫ на ШАИНЕ

Данный вездеход являет собой некий гибрид на основе автомобиля Оки и Нивы. Автор решил сделать надежный вездеход с повышенной проходимостью, и достаточной вместимостью, чтобы перевозить нескольких

Рейтинг: рейтинга нет

Рекомендации перед началом работ

В сети есть множество различных образцов подобной техники, следует выбрать нужную модель. Можно взять за основу какой-то агрегат и доработать его: просчитав все параметры, сделать чертежи. После этого нужно собрать необходимый инструмент, подготовить рабочие блоки.

Нередко используют запасные части от отечественного мотоцикла Урал или ИЖ.

Из мотоциклетных двигателей наиболее популярны:

Инструкция по созданию мотовездехода

Фронтальную подвеску квадроцикла на базе мотоцикла Урал устанавливают на сдвоенных поперечных А-образных рычагах из квадратного профиля.

Тормоза заимствуют у ВАЗ-2101 (без усилителя и ручника).

Привод на цилиндр подсоединяют к педали мотоцикла. В качестве охладителя движка берут вентилятор от печки Жигулей. Задние колеса «обувают» в покрышки с выраженным протектором, спереди ставят дорожную резину.

Рулевое управление самодельного транспортного средства гибридное. Рычаг заимствуют у Урала, кулачки, тяги, сошку — у ВАЗа. Маятниковая задняя подвеска будет жестковатой, с большой крученой нагрузкой на узел. Багажники сваривают из стальных прутов, для защиты снабжают крыльями из листового алюминия, брызговиками.

Характеристики мотовездехода похожи на параметры Урала. Предельная скорость будет меньше, зато увеличится тяговитость. За счет автомобильных амортизаторов на мотовездеходе передвигаться комфортнее, чем на байке.

Рекомендации

Самый простой способ получить гусеничный вездеход — использовать грузовую тележку. Лента (гусеница) формируется из резиновой полосы. Надо будет только предусмотреть меры, чтобы она не соскакивала. Стоит учесть, что гусеница, повышая проходимость, одновременно отнимает изрядную часть мощности у транспортного средства. Потому имеет смысл сразу ставить более мощный мотор, чем на колесном аналоге.

Для достижения максимальной скорости двигатель должен создавать усилие не менее 20 л. с. Важно: готовые чертежи из интернета полезны. Но лучше взять оттуда только полезные идеи, а не копировать чьи-то схемы механически. Сделать траки проще всего из металлических уголков. Уменьшить расходы можно, если закупать основные узлы мотовездехода на разборках.

О том, как сделать мотовездеход своими руками, смотрите в следующем видео.

Источники:

http://vskali.ru/articles/khobbi/mentovozy-dyadi-vovy-kak-ya-v-garazhe-postroil-29-vezdekhodov/

http://premier.region35.ru/article/mentovozy-dyadi-vovy

Мотовездеход в чемодане

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector