0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гонки без тормозов

Гонки без тормозов

Рев моторов, специфический запах выхлопных газов, ледяная завеса над треком, борьба колесо в колесо, казалось бы, нарушение всех законов физики, когда мотогонщики преодолевают поворот, практически лежа на боку, борьба в нескольких сантиметрах от опасных шипов – все это ледовый спидвей.

Одним из зрелищных видов спорта в Шадринске, собирающим полный стадион в морозную погоду, несомненно, можно считать ледовый спидвей. Несколько раз в году 16 отчаянных гонщиков выезжают на трек и выясняют, кто из них быстрее пронесется четыре круга по льду. Если на заре появления спидвея такое действо можно было представить как развлечение, то теперь это серьезный спорт. Мы часто говорим о спортивных успехах гонщиков, упоминаем команды, но не задаемся вопросом, какой ценой рыцари льда достигают успеха. О слагаемых победы мы разговаривали с мастером спорта международного класса по мотогонкам на льду призером первенства Европы и участником чемпионата мира Валерием Перцевым, любезно согласившемся провести для нас экскурсию по цеху мотоклуба «Торпедо-ШААЗ», в котором на протяжении десятков лет не устают ковать победы и выпускать гонщиков мирового уровня.

МОТОЦИКЛ

– Валерий Николаевич, что гонщику-ледовику необходимо в первую очередь?

– Первое что требуется – это мотоцикл. В свободной продаже такие байки не купишь, – начал знакомство с техникой Перцев.

Из последующей беседы стало ясно, что каждый из мотоциклов уникален. Есть лишь несколько частных контор, собирающих технику для спидвея. Они изготавливаются из разных запчастей, как правило, импортного производства. В прошлом сезоне стоимость некоторых экземпляров превышала полмиллиона рублей. Когда за последние месяцы экономическое положение в стране изменилось вслед за курсом валют, и все импортное подорожало, это сильно ударило по кошелькам команд.

– Мотоцикл идеальным сразу может быть только для новичков, – погладил железного коня призер первенства Европы. – А вот когда «прикатаются» и начнут повышать результаты, тогда придется улучшать характеристики мотоцикла и тюнинговать его.

Рама

– Для изготовления рамы мотоцикла используют высокопрочную стальную трубу 30 ХГСА. Сейчас в основном используют раму, сконструированную когда-то голландским гонщиком Тайте Боотсма. С такой рамой шадринец Артем Новик стал призером чемпионата Европы, – не преминул напомнить о высоком достижении Валерий Николаевич. – Примерно такую раму делают в Чехии.

Некоторые умельцы изготавливают раму самостоятельно, так сказать, по образцу. Кажется, что рамы внешне все одинаковые, но мотоциклы ведут себя по-разному. Например, Николай Красников опробовал и чешскую раму, и Боотсма, остановив свой выбор на последней. Раму скрывает пластиковый капот, но в случае необходимости он быстро откидывается и открывает нутро мотоцикла.

Вилка

– Обычно используется вилка (устройство мотоцикла, удерживающее переднее колесо, – прим. редакции) от кроссового «Чезета», есть вилки шведской фирмы «Ёлинс», но они гораздо дороже. В том виде, в котором они продаются, вилки не подойдут для ледовых гонок и их настраивают, чтобы они стали более жесткими. Пружины используются максимально жесткие для кросса. Сзади стоит моноамортизатор, а раньше их вовсе не было.

Колеса

– Диаметр переднего колеса 23 дюйма, а заднего 21 дюйм. Любительскому глазу это даже не сразу заметно. Сделано это для лучшей развесовки и распределения нагрузок. Колеса накачиваются по-разному. Спереди под 3 атмосферы, сзади 1,1-1,2 атмосферы. Перед каждым заездом приходится мерить давление и подкачивать колеса.

Шипы

Главное, что бросается в глаза, когда рядом выкатывают мотоцикл или гонщик медленно проезжает мимо зрительской трибуны – это внушительного размера шипы, торчащие из покрышек. Ими механики нашпиговывают колеса, чтобы мотоцикл не юлил на льду и не падал в поворотах. По регламенту допустимая длина до 28 мм.

– В основном в переднем колесе можно насчитать 96-120 шипов, на заднем 180-182 шипа, – играя горсткой шипов продолжил рассказ участник чемпионата мира. – В поворотах нагрузка переходит на переднее колесо, поэтому хватает и меньшего количества шипов. Большее количество на заднем связано с тем, что колеса ведущие и им надо лучше вгрызаться в лед.

– К тому же ошиповка несимметричная. Во время гонки по овалу гонщики движутся против часовой стрелки и в поворотах наклоняют мотоциклы на левый бок, поэтому больше шипов размещают на левой стороне колеса, – указывая на эту особенность продолжил рассказ Валерий Николаевич.

– На задних колесах шипы выстраивают в три ряда: стартовый – на правой стороне колеса, основной – по центру, вспомогательный для поворотов – слева.

Переднее колесо обходится основным и вспомогательным рядами. Раньше экспериментировали с расположением шипов. Сейчас все «устаканилось».

Болельщики могут наблюдать, когда гонщики подъезжают к месту старта, они подпрыгивают на мотоцикле. Это делается для того, чтобы шипы посильнее зацепились за лед, и когда будет дан старт, не случилось пробуксовки колеса. Этим приемом гонщики придают большее стартовое ускорение.

Наличие такого количества острых шипов опасно точно так же, как полотно пилы. Для безопасности гонщиков колеса закрыты капотами и железными дугами, чтобы в случае соприкосновения не нанести травму. Капоты также немного защищают от летящих осколков льда.

Читать еще:  Надежные поводки для рыбалки из флюорокарбона — изготовление

Тормоза

Их попросту нет. Гонщики убирают руку с газа и тормозят двигателем. Немного помогают затормозить ботинки, на подошве которых тоже шипы, правда, не такие как на колесе.

Топливо и бак

– Чем заправляют мотоциклы, ведь запах выхлопных газов не бензиновый?

– В качестве топлива используется метанол. По сравнению с бензином у метанола более высокое октановое число, а значит и степень сжатия, лучше производительность мотора. Поскольку заезды скоротечны, то «бензобак» мотоцикла небольшой, в среднем около трех литров.

Когда старт заезда затягивается или назначается перезаезд, в такие моменты можно видеть, как механик бежит с канистрой к мотоциклисту на треке и доливает топливо.

Двигатель

– А вместо сердца пламенный мотор?

– Мотор чешской фирмы «Jawa» объемом 500 куб. см. выдает в заводской версии свыше 60 л.с. Но этого гонщикам мало и механики ломают голову, как улучшить характеристики двигателя: меняют клапана, пружины, шатуны на более дорогие запчасти из более легких и прочных материалов. Это позволяет практически вдвое увеличить мощность мотора.

Двигатель работает на пределе возможностей и раскручивается до 10 000 оборотов в минуту. Из дорогих запчастей быстрее всего изнашиваются поршень, цилиндр и шатун.

Стоимость поршня около 250 евро, цилиндра – 280 евро, шатуна – 250 евро. Вот и считайте, сколько денег надо на участие. При наличие хорошего клубного бюджета эти детали меняются через 3-5 гонок. Их можно и дальше использовать, но мощность двигателя уже не та.

– Валерий Николаевич, перед стартом можно видеть, как к гонщику подходит механик с отверткой и начинает что-то крутить. Что он регулирует?

– Он ослабляет или затягивает болтики на сцеплении. Если гонщик жалуется, что мотоцикл часто взбрыкивает, значит надо чуть ослабить зажим сцепления. Если старт плавный и постоянно «проваливается», то надо подтянуть. Вот и ищут спортсмены золотую середину настроек.

Если гонщик чаще едет по внутренней траектории, то и двигатель со сцеплением надо настраивать так, чтобы он быстро разгонялся и останавливался. Те гонщики, кто предпочитают гнать почти в полный газ по серединке или по внешней траектории используют как другие настройки под каждый стиль езды, так и детали. Но хороший гонщик должен уметь ездить по любой траектории. Вот и механик старается сделать мотоцикл более универсальным для гонщика. Сцепления хватает на год, только диск надо периодически проверять.

– Есть несколько способов запускать двигатель, расскажите о них?

– Стартер на мотоцикле не предусмотрен, к чему лишние детали на гоночном болиде? Мотоцикл заводят с «толкача», или используются внешние стартеры, это видно когда механик как шуруповертом раскручивает мотор.

– Сколько передач у гоночного мотоцикла?

– Коробка передач состоит всего из двух ступеней. Первая – чтобы ускориться со старта, основная – гоночная, включается без привычного выжима сцепления.

– До какой скорости может разогнаться мотогонщик на треке?

– На нашем стадионе «Торпедо» пробовали замерять полицейским радаром скорость на участке после выхода из виража. Прибор зафиксировал что за дугу и 100 метров футбольного поля гонщики успевают разогнаться в среднем до 117-120 км в час.

– Какой вес мотоцикла?

– В сборе около 112-135 кг.

ЭКИПИРОВКА

– Валерий Николаевич, какие индивидуальные средства пассивной безопасности используют гонщики?

– Шлем, стоимость которого около 20 000 рублей. Приобретается в любом специализированном магазине спортивной одежды.

Защита позвоночника в народе называется «черепашка» по внешнему сходству с панцырем.

Она защищает спину и грудную клетку. Изготавливается из пластика. Некоторые гонщики одевают дополнительную защиту на шею, этакий хомутик для снижения нагрузок и боковых перегрузок в случае падения.

– Болельщики могут видеть у гонщиков прозрачную или темную маску на лице. От чего же зависит выбор?

– Все очевидно, в яркую солнечную погоду на очки наклеиваются затемненные светофильтры, а в обычную ­– прозрачная пленка. Летящая из под колес ледяная крошка царапает пленку, но не стекло. Как только видимость станет плохой, пленку отрывают.

Комбинезон

– В отличие от укутанных в тулупы и валенки зрителей на стадионе, гонщики одевают тонкий комбинезон. Поэтому гонщики стараются надолго не засматриваться на соперников. По той же причине церемония открытия соревнований не затянута. В основном комбинезон шьется из кеврала – плотного и легкого материала. Материал крепкий на разрыв, но вот от шипов все-равно не спасет. Утепляют его изнутри тонкий слой поролона.

Перчатки

– Финские производители придумали специальные перчатки для спидвея, закрытые сверху пластиковыми пластинками от ударов осколков льда. Некоторые гонщики не брезгуют использовать перчатки для кросса.

Обувь

– Обмундирование ног гонщика отличается. В чем?

– На ноги гонщики одевают мотоботы для кросса или шоссейно-кольцевых гонок. Поскольку в поворотах гонщик практически ложится на лед, на левую ногу одевается дополнительная защита колена, голени, щиколотки и стопы .

Читать еще:  Изготовление тротуарной плитки без вибростола

Это спасает от ударов о лед. Дорогая защита делается из корбона – легка и крепка, но часто гонщики используют бюджетную пластиковую. Во время гонки наколенник очень спасает от травм, но бывает от удара о выбоину и сквозь него достается ноге вплоть до синяков. Все остальное для победы в руках гонщиков.

Индивидуальная подгонка

Производимые сегодня карбоновые велосипеды мало того, что астрономически дороги, но к тому же ещё не подогнаны под конкретного гонщика. И хотя одно из самых больших преимуществ карбона — это его исключительная амортизация, каждая такая рама конструируется по усреднённому показателю веса, то есть, она предназначена для гонщика, весящего в среднем около 100 кг. Если вы весите килограмм 70 и ездите на велосипеде, предназначенном для 100-килограммового гонщика, то, как вы думаете, какой будет езда? Правильно, жёсткой. Жёсткой до трупного окоченения. Настолько жёсткая, что это может привести к непредсказуемым характеристикам управляемости, что неизбежно закончится разбитой головой или сломанной ключицей.

Кроме того, стальной велосипед, сделанный на заказ, сконструирован и построен именно под рост гонщика, его вес и особенности анатомии, что делает подгонку велосипеда гораздо лучше и, соответственно, значительно лучше обратную связь, управляемость и качество езды.

История марки Husqvarna

Husqvarna Motorcycles — компания, производящая гоночные мотоциклы для мотокросса, эндуро и супермото, а также байки двойного назначения. Штаб-квартира находится в городе Маттигхофен, Австрия. Она ведет свою историю с 1903 года, когда в шведском городе Хускварна появилась дочерняя компания крупной промышленной корпорации Husqvarna AB, изготавливающей оружие, швейные машинки, дровяные печи и так далее.

Как и многие производители мотоциклов, Husqvarna начала заниматься выпуском велосипедов еще в конце XIX века. В 1903 году появился первый мотоцикл, который комплектовался одноцилиндровым четырехтактным двигателем мощностью 1,5 л.с. и ременным приводом заднего колеса.

Первые мотоциклы оснащались моторами Moto-Ruve, FN и NSU, которые ставились на рамы собственного производства. Самыми популярными моделями были мотоциклы с двухцилиндровым нижнеклапанным V-образным силовым агрегатом Moto-Ruve объемом 600 куб. см.

Husqvarna Moto-Reve (1910 год)

До Первой мировой войны Husqvarna не завоевала особой популярности, оставаясь скромным производителем, для которого изготовление мотоциклов было одним из второстепенных направлений деятельности. Во время войны поставки были полностью прекращены.

В 1916 году компания решила избавиться от зависимости от поставщиков и наладить выпуск собственных моторов. В 1918 году Husqvarna заключила контракт с шведской армией и начала изготовление мотоциклов кросс-кантри. Примерно в это же время марка начинает принимать участие в гонках.

В 1920 году был запущен завод по производству двигателей. Первым мотором стал четырехтактный V-образный двухцилиндровый силовой агрегат объемом 550 куб. см с боковым расположением клапанов, аналогичный тем, которые использовались Harley-Davidson. Позднее появился 941-кубовый двигатель, развивающий 11 л.с. Мотоциклы комплектовались трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса.

Со временем выпуск двухцилиндровых двигателей стал невыгодным, и марка сосредоточилась на производстве одноцилиндровых силовых агрегатов JAP. Именно такой мотор получил мотоцикл Model 50, который стал первой действительно успешной моделью марки. Его 491-кубовый мотор развивал от 20 до 30 л.с.

В то же время разрабатывался гоночный автомобиль с V-образным двухцилиндровым верхнеклапанным мотором объемом 500 куб. см. Успех этого мотоцикла помог компании осознать важность мотоциклетного направления. С 1932 по 1935 год он четыре раза побеждал в Гран При Швеции и помог марке выйти на международную арену. Это был колоссальный рывок вперед, поскольку до этого времени компания была практически неизвестна за пределами Скандинавии.

Несмотря на громкие победы, продажи Husqvarna оставались на неудовлетворительном уровне. Тогда в 1936 году выходит легкий мотоцикл с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 98 куб. см и двухступенчатой трансмиссией. Для управления этой моделью не требовалось получать права водителя, поэтому спрос на нее был ошеломляющим. Выпуск четырехтактных мотоциклов был свернут, и все силы брошены на изготовление легких малообъемных моделей. В 1939 году стали предлагаться 118-кубовые моторы с трехступенчатой трансмиссией.

Во время Второй мировой войны Швеция придерживалась нейтралитета, что дало некоторые преимущества марке. Пока ее европейские конкуренты с трудом восстанавливали производство, Husqvarna продолжала развиваться.

В 1953 году появляется знаменитый Drombagen с двухтактным одноцилиндровым мотором объемом 174 куб. см и мощностью 9 л.с. Он оснащался трехступенчатой трансмиссией, маятниковой подвеской заднего колеса и замкнутой трубчатой рамой. Вес мотоцикла составлял всего 75 кг. Он стал прототипом, на котором основывались спортивные внедорожные варианты марки. В 1958 году Рольф Тибблин успешно выступал на Drombagen в нескольких этапах чемпионата Европы. К 1959 году компания выпустила специальную кроссовую 90-килограммовую версию с 250-кубовым 20-сильным мотором. На этом байке Тибблин победил в чемпионате Европы.

Husqvarna Drombagen (1953 год)

После громких побед в Европе марка решила принять участие в чемпионате мира, однако он проводился только в классе 500-кубовых моторов. Тогда инженеры обратились к чертежам 1930-х годов и изготовили одноцилиндровый верхнеклапанный двигатель, цилиндр и головка которого были выполнены из алюминиевого сплава, а профиль кулачков распредвала разработан наново. Заднее колесо и коробку передач позаимствовали от английского гоночного мотоцикла AJS. Легкая и прочная дуплексная рама делала мотоцикл необычайно выносливым. В 1960 году швед Билл Нильссон выиграл на нем чемпионат мира, в 1962-м победу одержал Тибблин. Торстен Халлманн стал лидером в чемпионате Европы в классе 250 куб. см.

Читать еще:  Изготовление нестандартных латунных фитингов

В 1954 году Husqvarna представила новый проект под названием Silverarrow. Семьдесят пять килограмм веса получалось с полным баком бензина. Мотор был основан на силовом агрегате, взятом от Drombagen, однако он получил алюминиевый цилиндр. Мотоцикл вышел в 1955 году и стал очень популярным среди молодых водителей. Silverarrow изготавливался с 1955 по 1965 года. Всего было произведено около 9 000 мотоциклов. Выход этой модели дал старт последующему разделению модельного ряда марки на дорожные и эндурные. При этом скоро руководство марки пришло к выводу о нецелесообразности изготовления дорожных мотоциклов, которые не приносили ощутимой прибыли. Все усилия компании были сосредоточены на изготовлении внедорожных спортивных байков, которые набирали популярность на североамериканском рынке.

В середине 60-х годов выходит серия кроссовых мотоциклов, оснащавшихся двухтактными моторами объемом 244 и 360 куб. см, которые работали в паре с четырехступенчатыми коробками передач. Эти мотоциклы несколько раз получали чемпионский титул в чемпионатах мира: в 1966 и 1967 годах в классе 250 куб. см, а также в 1969 и 1970 годах в классе 500 куб. см.

В 70-х Husqvarna расширила модельный ряд за счет 124-кубового мотоцикла, а также байков для многодневных соревнований и мотокроссов в пустынях. Затем последовал большой заказ на поставку мотоциклов для шведской армии. Для его выполнения переработали 250-кубовую кроссовую модель, оснастив ее автоматической коробкой передач.

Середина 70-х также отмечена громкими победами мотоциклов марки в чемпионате мира по мотокроссу: в 1974 году первое место в классе 500 куб. см, в 1976 и 1979 годах — в классе 250 куб. см.

С 1983-м инженеры Husqvarna начали использовать систему жидкостного охлаждения моторов. В следующем году появилась задняя подвеска с прогрессивной характеристикой.

В 80-х годах в большой спорт возвращаются четырехтактные моторы. В 1982 году представлена модель 500WR с 503-кубовым двигателем с воздушным охлаждением, а к 1986-м уже был готов силовой агрегат с жидкостным охлаждением. Мотоциклы марки принесли Швеции победу в шестидневных соревнованиях ФИМ в 1983-м.

Husqvarna 500WR (1982 год)

В 1986 году марка была продана итальянскому концерну Cagiva и стала частью MV Agusta Motor SpA, известного также под именем Huskies, или Husky.
Со следующего года в Италии стартовало изготовление спортивных байков Husqvarna с двух- и четырехтактными моторами объемом от 124 до 503 куб. см. Кроме того, компания начала выпускать дорожные мотоциклы. Первой из таких стала модель двойного назначения WRE125, вышедшая в 1993 году. Она комплектовалась одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 124 куб. см и мощностью 31 л.с.

В 1997 году дебютировал ТЕ610Е с 577-сильным четырехтактным мотором, развивающим 50 л.с. В начале 2000-х годов в модельном ряде компании появились мотоциклы для гонок «супермотард» и детские кроссовые мотоциклы.

Осенью 2000 года выходит модель Husqvarna Nox с 570-кубовым мотором, который развивает более 60 л.с. Он получает удлиненный конверт рамы, который обеспечил изящный силуэт с узкой и прямой спинкой. Кроме того, мотоцикл использовал титановый глушитель.

Husqvarna Nox (2000 год)

19 июля 2007 года группа BMW Motorrad выкупила за 93 000 000 евро компанию Husqvarna Motorcycles. Немецкий владелец ничего не поменял ни в технической начинке мотоциклов, ни в маркетинговой политике. Производство по-прежнему осуществлялось в итальянском городе Варесе.

В 2011 году на мотовыставке в Париже марка продемонстрировала концептуальную модель Strada, а в следующем году выпустила TR 650 Terra и TR 650 Strada, разработанные в сотрудничестве с BMW. Первый был внедорожным мотоциклом, а второй представлял собой мотард. Обе версии оснащались 652-кубовым мотором BMW G650GS мощностью 58 л.с. Его доработали, перенастроив систему впрыска, изменив распределительный вал и степень сжатия. Для модели Strada в базовой комплектации предложена система ABS.

Husqvarna TR 650 Strada (2011 год)

31 января 2013 года представители BMW Group объявили, что КТМ AG приобрела полный пакет акций Husqvarna AG. Компания была переименована в Husqvarna Motorcycle GmbH. Ее штаб-квартиру перенесли в австрийский город Маттигхофен, где производство продолжается и на сегодняшний день.

Для российского покупателя мотоциклы Husqvarna долго были экзотикой, о них больше слышали, чем видели их вживую, тем более владели ими. Это связано в первую очередь с тем, что в нашей стране не была налажена дилерская сеть и не было официального дистрибьютора марки. В 2011 году в России начал работать официальный импортер мотоциклов Husqvarna, который развивает дилерскую сеть в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Самара и Рыбинск. Сейчас на российском рынке представлены мотоциклы для мотокросса, эндуро и супермото.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector