1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинная мебель Англии, история

Старинная мебель Англии, история. продолжение

Сейчас поговорим о более позднем развитии английского стиля в мебели.

В середине столетия с подачи королевского двора Людовика XVI в моду входит новый стиль – классицизм. Утомлённость причудливыми формами барокко и рококо вызывает к жизни подражание античности, ясным и строгим греческим и римским формам.

В Англии классицизм связан с именем архитектора Роберта Адама (1728-1792). Он много путешествовал по Европе, знакомясь с образцами античного искусства, и первым стал вводить лёгкий, воздушный «неогреческий стиль» в своих архитектурных проектах.

Адам – классик английского интерьера. Его работы оказали большое влияние на современных ему мастеров-мебельщиков. Идеи Адама использовал в своих поздних работах даже Чиппендейл.

Основная идея интерьера классицизма – создание ощущения простора, размаха, независимо от реального размера помещений. В соответствии с этим замыслом мебель становится простой, конструктивной, имеет чёткие стройные формы. Большое влияние на мастеров-мебельщиков оказали предметы античной мебели, найденные при раскопках Помпеи.

Используют более светлые породы дерева. Ярче всего новый принцип проявился в конструкции ножек. Если в барочном искусстве доминировали плавные изогнутые формы, то сейчас ножки стульев, диванов становятся прямыми, подчёркнуто простыми, следуя своим античным прототипам. Резьба сохраняется, но становится проще, преобладают опять же античные мотивы – меандр, розетки, гирлянды цветом или лавровых листьев. Цветочные мотивы вообще становятся популярными, кресла и стулья часто обиваются тканью с цветочным рисунком.

Наиболее известным мастером периода начала классицизма был Георг Хэпплуайт. Его стиль прост и гармоничен, силуэты диванов и стульев чётко очерчены, ножки прямые или только слегка изогнуты. Характерная черта стульев мастера – спинка в форме щита с помещёнными в центр тремя резными пальмовыми листьями.

Вообще именно Хэпплуайт стоял у истоков рождения того стиля, который сейчас считается истинно английским. Сдержанность, элегантность и строгость форм, некоторый консерватизм – вот его основные черты. А интерьер английской гостиной Хэпплуайта считают воплощением британского стиля.

Наиболее сильное влияние на развитие мебельного дела оказала не столько собственная практическая деятельность Хэпплуайта, сколько его книга The Cabinetmaker and upholsterer’s Guide, которая вышла в 1789 году, через два года после смерти мастера, и сделала его знаменитым на весь мир.

Вторым законодателем английского мебельного стиля стал Томас Шератон (1751-1806). Сам он производством мебели не занимался, но был выдающимся дизайнером и проектировщиком. Его мебель отличается чётким силуэтом, прямыми очертаниями, изяществом, утончённостью деталей. Накладные украшения в мастерской Шератона почти не применялись, разве что латунные ручки ящиков и замочные скважины. Формы спинок стульев и кресел очень разные и пропорциональные, диваны всегда имеют мягкие спинки и сиденья.

Мировую популярность Томасу Шератону принесла его книга эскизов мебели, предназначенная для краснодеревщиков-практиков. Книга выходила тремя выпусками с 1791 по 1802 год и пользовалась спросом. Известно, что её приобрели более 600 мастеров-мебельщиков.

Период от смерти королевы Анны в 1714 по 1830-й год назван георгианским, поскольку имя Георг носили все британские монархи на протяжении этих 116 лет.

Рождение звезды

Mid-century появился на свет в непростое для общества время, в период с 30-х по 60-е годы прошлого столетия. Новые настроения и надежды на мирное будущее объясняют появление в архитектуре и интерьере акцента на простоту и комфорт, тягу к объединению жилого пространства с окружающей средой. Художники и архитекторы стремились ослабить напряжение конструкций, не потеряв в функциональности.

Негативное пространство в интерьере: зачем оно нам нужно

Пустое или негативное пространство необходимо, чтобы сбалансировать интерьер визуально и функционально. И пусть определение «негативное» вас не смущает — никакого негатива в привычном смысле слова в таком пространстве нет.

После окончания Второй мировой войны ощущалась острая нехватка дорогостоящих естественных материалов, но уже имелись в избытке новые, такие как пластик и фанера.

Новые технологии строительства и новые материалы значительно повлияли на творческий поиск и решения художников середины прошлого века. Пластик привлекал благодаря собственным его качествам, а не как суррогат деревянной мебели. Из него изготавливали удивительные по форме спинки и сиденья кресел, плафоны для светильников, а фанера заменяла дерево и была более удобна для изготовления плавных, округлых форм.

Mid-century, с оглядкой на национальные отличия, был хорошо известен в СССР. Интерьеры мид-сенчури демонстрировались в кинематографе и на международных выставках, а сейчас к его канонам возвращаются ностальгирующие поколения.

Кресло Eames Lounge Chair

Кресло Eames Lounge Chair — детище американского дизайнерского дуэта Чарльза и Рей Эймс. Модель, запущенная в продажу в середине 1950-х годов, стала результатом многолетних творческих экспериментов. Темой для исследования у четы Эймс была технология формовки прессованной фанеры, из которой дизайнеры создавали абстрактные композиции и предметы мебели. В комплекте с креслом выпускается оттоманка для ног, которая может быть использована как полноценное сиденье. Корпус Eames Lounge Chair состоит из нескольких слоев формированной фанеры, покрытой шпоном из различных сортов древесины. Eames Lounge Chair входит в экспозицию Музея современного искусства МоМА в Нью-Йорке. Сегодня эту модель выпускает компания Vitra.

Читать еще:  Изготовление силиконовых приманок минимального размера

Преимущества и недостатки мебели Eames

Прежде всего, стоит отметить практичность стульев и кресел бренда. Пластик легко моется, не впитывает запахи – поэтому изделия из него часто используют в обеденной и кухонной зонах, а также в помещениях ресторанов и кафе. При высокой устойчивости и прочных ножках мебель довольно легкая, поэтому в случае необходимости передвинуть ее не составит никакого труда. Продуманная формовка сиденья с плавными очертаниями человеческого тела делает стулья и кресла Eames неожиданно удобными.

К недостаткам можно отнести разве что сравнительно высокую стоимость такой мебели. Но тут многое зависит от магазина – например, в интернете можно приобрести стулья, столы и кресла этого бренда намного дешевле.

По-настоящему легендарная мебель Eames – это не просто показатель статуса и хорошего вкуса. За счет цветовых вариаций и сочетания материалов можно создать необходимое «настроение» интерьера – дерево и пластик придадут помещению уютный вид, а металлические дополнения сделают его более современным и модным. Поэтому дизайнерская мебель Eames прочно ассоциируется с творческим и в то же время практичным подходом к оформлению любого типа комнаты.

Рождение звезды

Mid-century появился на свет в непростое для общества время, в период с 30-х по 60-е годы прошлого столетия. Новые настроения и надежды на мирное будущее объясняют появление в архитектуре и интерьере акцента на простоту и комфорт, тягу к объединению жилого пространства с окружающей средой. Художники и архитекторы стремились ослабить напряжение конструкций, не потеряв в функциональности.

Как организовать рабочее место школьника

Как превратить комнату вчерашнего дошкольника в комнату ученика? Нужно ли перекрашивать стены? Какой высоты покупать стол и куда его ставить? Отвечаем на все вопросы по организации рабочего места школьника.

После окончания Второй мировой войны ощущалась острая нехватка дорогостоящих естественных материалов, но уже имелись в избытке новые, такие как пластик и фанера.

Новые технологии строительства и новые материалы значительно повлияли на творческий поиск и решения художников середины прошлого века. Пластик привлекал благодаря собственным его качествам, а не как суррогат деревянной мебели. Из него изготавливали удивительные по форме спинки и сиденья кресел, плафоны для светильников, а фанера заменяла дерево и была более удобна для изготовления плавных, округлых форм.

Mid-century, с оглядкой на национальные отличия, был хорошо известен в СССР. Интерьеры мид-сенчури демонстрировались в кинематографе и на международных выставках, а сейчас к его канонам возвращаются ностальгирующие поколения.

«Искусство и ремесло».

К началу второй половины века у пышной викторианской мебели появляется альтернатива. У истоков нового течения стоял писатель и художник Уильям Моррис, основавший в 1861 году движение «Искусства и ремесла». Новые веяния охватили все сферы искусства. Так, в живописи идеи движения воплощали знаменитые прерафаэлиты.

Основной идеей нового движения стало возвращение к английским истокам, возрождение художественного ремесла в его средневековом смысле. Девизом было достижение простоты, удобства и низкой цены. Правда, если в воплощении первых двух принципов мастера преуспели, то с ценой получалось не всегда. Новые веяния получили популярность, и мебель, изготовленная членами общества, высоко ценилась. Часто предметы обстановки расписывались прерафаэлитами. Отдал должное мебельным росписям и сам Данте Габриэль Россетти.

Вся мебель адептов нового движения производилась вручную, из традиционных материалов (дуба, бука) и следовала средневековым моделям. Столы и диваны членов «Искусства и ремесла» просты и монументальны, выполнены в стилистике средневековых английских и французских образцов, а стулья повторяют силуэты обстановки 18 века. Типичны в этом плане простые архаичные столы и бюро знаменитого дизайнера и краснодеревщика Сидни Барнсли.

Одним из крупнейших дизайнеров мебели, творивших в стиле «Искусства и ремесла», был Чарльз Бикэн. Особенно известны его псевдоготические работы – шкафы и кресла. Воплощением простоты и геометрической точности нового стиля стали творения архитектора и разработчика мебели Чарльза Макинтоша. Он же стал апологетом нового художественного стиля модерн, расцвет которого относится к периоду конца 19 века вплоть до первой мировой войны.

Изготовление кресла в стиле середины прошлого века

В «Винтажном центре», недавно открывшемся на Даниловском рынке в Москве, стоят вперемешку старые тяжелые резные стулья из мореного дуба и мебель «современного стиля» из 60-х. Продавцам привычней дубовая мебель, но покупатели, к их удивлению, равнодушно проходят мимо нее. Зато кресла 60-х годов разлетаются как горячие пирожки. Детство многих из нас прошло среди этой мебели, ее облик нам хорошо знаком. Но о ее истории мы знаем мало.

Дизайнеры мебели в СССР были хорошо осведомлены, что происходит в мире

Мы воспринимаем бытовые предметы узнаваемого стиля 60-х годов как часть своей семейной и бытовой истории. И еще, может быть, — как часть политической истории. Легкая мебель светлых тонов, как и поэтические вечера в Политехническом, обложки журнала «Юность», фильмы, снятые по сценариям Шпаликова на черно-белую пленку, — атрибут «оттепели», часть ее «светлого мифа». Но эти предметы принадлежат также и к другой истории — истории дизайна.

В 2011 году один человек избавлялся от старой мебели, и я купил у него трюмо и два стула. На трюмо обнаружилась карандашная надпись — 1963. Вероятно, около этого времени были куплены и стулья. Они сделаны в ЧССР, на них сохранились этикетки с логотипом «Лигна». Гораздо позже я узнал, что их автор — Освальд Гердтль, сделавший в 50-е годы несколько интерьеров венских магазинов и кафе (из которых один сохранился). Стул, который он спроектировал (к сожалению, другой модели), хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Так легко, как предыдущий владелец, я с этими стульями не расстанусь.

Читать еще:  Изготовление 10-тонного гидравлического пресса

Вообще, советская мебель 60-х годов, как свидетельствуют этикетки на нижних поверхностях стульев, царгах кресел и изнанке шкафов — обычно не советская по происхождению. Предметы из московских, ленинградских, киевских квартир того времени произведены чаще всего в странах Восточной Европы — ГДР, Чехословакии, Польше, Румынии, реже Венгрии и Югославии. Встречается и финская мебель. Предметы местного производства не составляют и четверти от общего количества. Советский жилой интерьер 60-х годов, так хорошо знакомый нам по детским воспоминаниям, такой, казалось бы, родной, в основном состоял из импортной мебели.

До середины XX века страны Восточной Европы играли важную роль в мировой истории интерьерного искусства. Но когда опустился «железный занавес», их контакты с западными соседями сократились. А поскольку историю дизайна создавали кураторы и хранители западных (в основном американских) музеев, дизайн середины — второй половины XX века в странах — сателлитах СССР долго оставался в этой истории белым пятном, которое начинает заполняться только сейчас.

Современный покупатель хочет, чтобы мебель была старой, но выглядела как новая

А дизайн там был прекрасный. После разделения Германии в ее восточной части оказалась легендарная дрезденская фабрика «Хеллерау», колыбель Веркбунда, где в 50-е работали выпускники Баухауза Ханс Эрлих и Сельман Сельманагич (его кресло из гнутой фанеры часто встречается в республиках бывшего СССР). Чехословакия сохраняла преемственность с богатейшей традицией мебельной индустрии Австро-Венгерской империи. Деловые связи с Австрией сохранялись и в эпоху холодной войны, что делало возможным лицензионное производство на чехословацких фабриках мебели, спроектированной Освальдом Гердтлем в Вене. Молодые дизайнеры Чехословакии — Мирослав Навратил, Франтишек Ирак, Иржи Ироутек, Антонин Шуман — блистали на выставках рубежа десятилетий, особенно ярко — на брюссельской Всемирной выставке 1958 года. Чехословакия тогда привлекла такое внимание прессы и собрала столько наград, что интерьерный стиль, известный в США как mid-century modern, чехи и сейчас называют «брюссельским».

В СССР в конце 50-х годов разворачивалось грандиозное строительство типовых домов с маленькими квартирами. Помещения в них были настолько меньше, чем раньше, что мебель, выпускавшаяся тогда советскими фабриками, попросту не помещалась в них. Нужна была новая мебель, и всего за несколько лет советские дизайнеры спроектировали сотни ее моделей, которые, судя по фотографиям в журналах и выставочных каталогах, выглядели очень достойно. Благодаря командировкам и выставкам иностранной мебели, которые в СССР с середины 50-х годов проходили регулярно, дизайнеры нашей страны были хорошо осведомлены о том, что происходит в мире. Лучшие образцы советского фарфора периода «оттепели» (например, статуэтки Левона Агаджаняна, работавшего на Рижском фарфоровом заводе) сделаны под сильным впечатлением от чехов и поляков. Исключительно хорош фарфор тех лет, особенно мелкая пластика, балансирующая на грани абстракции: статуэтки Ярослава Ежека для завода в Лучках в Чехословакии, Любомира Томашевского и Хендрика Едрасяка для Хмелёвского завода в Польше.

Рассчитанная на массового покупателя мебель проектировалась дешевой. Соединения на шипах заменяли винтовыми, массив дерева — фанерой. Квалифицированного ручного труда требовалось минимум. Из-за этого валовые показатели у мебельных фабрик неизбежно падали, даже если предметов они производили больше. Поэтому их администрация не жаловала передовой дизайн, и новая мебель в СССР, по крайней мере до середины 60-х, не производилась массовыми тиражами.

Это не позволяло отладить технологии, и те предметы, что все-таки удавалось выпустить, часто сделаны на удивление грубо. Детали соединяются винтами с избыточным запасом прочности, из-за чего мебель бывает чудовищно тяжела. Ручки дверец вращаются вокруг своей оси. Деревянные поверхности, скрытые от глаз, угрожают пытливому исследователю занозами. Это хороший дизайн, но, как правило, плохо сделанные вещи.

Впрочем, у некоторых советских заводов культура производства была на высоком уровне. Точнее, у прибалтийских. В 60-е годы Прибалтика была для СССР «внутренним Западом». По кривым улочкам германских городов большинство советских граждан прогуляться и не мечтали, поэтому бродили в основном по таллинским, а вместо венских и парижских кафе сиживали в вильнюсских. Дизайнеры мебели тоже были вовлечены в эту игру: проектировать вещи, которые будут в метрополии предметом вожделения, стало для них делом престижа. И у них получалось: московские дизайнеры 60-х годов были очарованы прибалтийскими интерьерами и мебелью. Эта мебель, правда, в основном в Прибалтике и осталась, и теперь ее чаще можно встретить в продаже в еврозоне, чем у нас. Однако два гарнитура рижских фабрик встречаются в России.

Как уже говорилось, история интерьерного дизайна середины XX века в Восточной Европе пишется только сейчас. В 2011 году, когда я покупал в Москве пару чешских стульев, о том, что их автор Освальд Гердтль, не знали и в самой Чехии. Энтузиасты из Восточной Европы, коллекционеры винтажной мебели, в последние несколько лет провели большую работу, установив авторство многих привычных предметов, о которых раньше и не думали, что у них есть какой-то дизайнер. Да и представить себе еще пять лет назад, чтобы румынские кресла и югославские подсервантники продавались по таким ценам, за какие они уходят сегодня, никто не мог. Люди, которым старая мебель доставалась в наследство, воспринимали ее как обузу и были рады избавиться от нее за символическую плату, а то и «за самовывоз». Их много и сейчас, но рынок стерегут профессиональные продавцы, быстро скупая все ценное.

Читать еще:  Изготовление нунчак в домашних условиях

Но даже очарованный винтажной мебелью современный покупатель хочет, чтобы она хоть и была старой, но выглядела как новая. Лак с нее беспощадно соскабливают и заменяют новым, наполнитель и обивку тоже меняют. Более бережная реставрация обошлась бы существенно дешевле. Парадоксально, но вещи растут в цене за счет того, что лишаются самого ценного — потертостей и царапин, свидетельствующих об их почтенном возрасте, обивочной ткани, полвека назад снятой с производства, конского волоса в наполнителе — и становятся похожи на современные копии самих себя, выполненные в новых материалах.

Говорят, что растущий спрос на винтажную мебель — часть стратегии «осознанного потребления». Мне кажется, уместней говорить о присвоении. Современный горожанин отчужден от мира: он плохо помнит, как выглядят предметы, окружающие его в быту, дома не отличает друг от друга и не замечает подмены, когда на месте старого появляется новый. У него есть страсть к приобретению, но нет привязанности к самим вещам, для него они — лишь инструменты социализации. Но происходит пробуждение, и горожанин узнает, что каждый предмет имеет возраст и судьбу. По-настоящему владеешь лишь тем, что любишь, а любить можно лишь то, что знаешь.

РЕЙКОМЕНДАЦИЯ

У некоторых восточноевропейских торговцев винтажной мебелью (например, Nanovo, Design Robot, Patyna) есть свои сайты, но большинство просто размещает объявления о продаже на международных платформах вроде Pamono, Vintage, Design-market. С этих сайтов черпают сведения и российские торговцы винтажной мебелью, основа коллекций которых — импорт советского времени. Цены они выставляют, ориентируясь на восточноевропейский рынок. Стулья Антонина Шумана и Мечислава Пухалы стоят сейчас в Москве столько же, сколько в Праге и Варшаве.

Поиск и продажа винтажных вещей — не единственное занятие продавцов. Большинство из них еще и профессиональные реставраторы. Обычно у них нет ни шоурума, ни сайта, а информацию они распространяют в соцсетях (у всех есть аккаунт в «Инстаграме»). Самые известные продавцы в Москве — Александра Аргунова, Дина Гусева, Мария Водолацкая.

Особенности дизайна Eames

Эта мебель имеет свои «фирменные» черты, среди которых в первую очередь выделяются:

  • литая форма стула, повторяющая линии человеческого тела
  • классические стальные или деревянные ножки, полозья кресла-качалки или опора в виде тонкого проволочного переплетения («Эйфелева башня»)

Сейчас для производства стульев Eames используют более современный материал – полипропилен, который отличается особой прочностью и приятен наощупь. Разнообразие расцветок стульев и кресел этой марки тоже сыграло роль в ее популярности – это создает настоящий простор для воплощения дизайнерских идей. Например, удачным решением для современного интерьера станет сочетание одинаковых моделей стульев, но разного оттенка.

Но при изготовлении некоторых предметов интерьера дизайнеры отошли от собственных традиций. Например, барные стулья Eames бывают дополнены мягкими вставками с обивкой из экокожи, а домашние кресла могут быть покрыты уютной тканью в стиле пэчворк.

Кресло Bibendum

Кресло Bibendum — известная работа одного из ключевых дизайнеров XX века Эйлин Грей. По основной версии, кресло было спроектировано в 1918 году для квартиры мадам Матье Леви, владелицы шляпного бутика. Работа над интерьером заняла четыре года — Грей придумывала для этого проекта не только мебель, но и ковры и светильники. Но есть мнение, что Bibendum было создано позднее для другого проекта Грей — дома Е 1027. Зато происхождение названия известно наверняка: кресло получило свое имя за внешнее сходство с главным героем комиксов и символом французской компании-производителя шин Michelin — надувным человечком по имени Bibendum, нарисованным художником О’Галопом.

i Saloni WorldWide Moscow 2014 пройдет с 15 по 18 октября в выставочном центре «Крокус Экспо – 2». Посетителей ждут главные мебельные новинки года, заявленные на апрельской выставке Salone del Mobile в Милане.

i Saloni WorldWide в этом году отмечает десятилетний юбилей в Москве. Гостей ожидает насыщенная программа с участием не только итальянских мебельных компаний, но и производителей из других европейских стран.

На площади более 19 тысяч кв. м будут демонстрироваться объекты как классического, так и современного дизайна. Посетители смогут оценить качество и разнообразие экспонатов – от мягкой мебели до тканей, светильников и аксессуаров.

В рамках международной выставки дизайна i Saloni WorldWide пройдет конкурс молодых талантов Salone Satellite WorldWide. Это уникальная стартовая площадка для начинающих дизайнеров из России, стран СНГи Балтии, позволяющая громко заявить о себе на весь мир.

По традиции в рамках i Saloni WorldWide пройдет серия мастер-классов мировых звезд дизайна и архитектуры. В этом году выставку посетят известные архитекторы Риккардо Блумер, Марио Кучинелла и Марко Романелли.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector