7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое лежачий велосипед; лигерад

Содержание

Преимущества и недостатки лежачего велосипеда — лигерада, его классификация и виды

Лигерад или как его еще называют рикомбент — это двухколесный лежачий велосипед.

На таком велосипеде водитель располагается лежа или полулежа, встречаются лигерады на которых ездят лицом вперед, то есть на животе.

Такое расположение тела на велосипеде становится возможным благодаря специальному сиденью, которое имеет форму кресла с откинутой спинкой, а каретка и педали находятся над передним колесом лигерада.

  1. Преимущества и недостатки лежачего велосипеда
  2. Конструкция лигерада
  3. Лигерады имеют ряд преимуществ
  4. Недостатки лигерада
  5. Классификация лигерадов
  6. Обслуживание лигерадов

Преимущества и недостатки лежачего велосипеда

Конструкция лигерада

Кареточный узел и педали в таких велосипедах располагаются над передним колесом. В зависимости от модели, он может быть непосредственно перед рулем лигерада или находиться аж за пределами колеса.

Цепь лигерадов помещают в специальные тефлоновые шланги, такая мера вызвана особенностью конструкции велосипеда. Для того, чтобы цепь прочно держалась на своем месте, используют специальные натяжные устройства.

Интересно! В некоторых моделях длина цепи может достигать более 3 метров.

Колеса лигерада бывают разного диаметра, в зависимости от типа велосипеда. На некоторых моделях переднее колесо может быть меньше заднего, кроме того, лигерады бывают оснащены двумя, тремя или даже четырьмя колесами.

Привод на таких велосипедах может быть как передним, так и задним. Кроме того, он бывает ручным и ножным.

Рамы лигерадов изготовляются из самых разнообразных материалов: алюминий, карбон, авиационная фанера, углепластик, титан, легированная сталь.

Переключатель передач на таких велосипедах бывает как классическим, так и планетарным.

Некоторые модели лигерадов оснащены обтекателями — это такие кузова, которые устанавливаются на велосипед, их форма улучшает аэродинамику транспорта, что значительно увеличивает скорость лигерадов. Кроме того, они защищают велосипедиста от дождя и снега. Обтекатели бывают полностью или частично закрытыми. Минусом обтекателей является то, что они сильно увеличивают вес велосипеда, поэтому изготовитель делает их съемными.

Сиденье у лигерадов регулируется по росту путем перемещения кареточного узла, что требует уменьшить длину цепи. Это достаточно трудоемко, поэтому быстро отрегулировать сиденье не получится.

Лигерады имеют ряд преимуществ

  1. За счет обтекаемой формы, сопротивляемость воздуха значительно снижается, благодаря чему лигерады достаточно быстрее обычных велосипедов.

Интересно! При езде с горы, лигерады могут развивать скорость до 100 км в час.

  1. Более комфортное расположение тела. Нет такой большой нагрузки на руки, спину и шею. Позвоночник во время езды расслаблен, вены не пережимаются под собственным весом, отсутствует трение в промежности. Сидеть в кресле лигерада одно удовольствие, он хорошо подходит для дальних поездок, так как дорога на нем переносится менее утомительно.
  2. Езда на лигераде более безопасна. Вероятность вылететь с велосипеда вперед очень низкая, а падение набок менее травмоопасное, что значительно снижает количество травм позвоночника и головы.

Недостатки лигерада

  1. Главным недостатком лигерада является его цена, они значительно дороже классических велосипедов. Ремонт их тоже достаточно затратный, так как детали тяжело найти, а бюджетных подделок на рынке попросту нет.
  2. За счет того, что в лежачем положении невозможно переместить центр тяжести на ноги, преодолевать крутые подъемы и бордюры на лигераде тяжелее чем на обычном велосипеде. Хотя стоит отметить, что расположение кресла дает возможность упираться спиной при подъеме на гору, а это значительно легче чем упор на ноги. А вот преодолеть высокий бордюр будет сложнее, так как приподнять колесо не получится.
  3. Лигерады имеют большой вес, в среднем он достигает 17 килограмм, хотя среди современных моделей есть и облегченный варианты — от 10 килограмм.
  4. Не очень комфортабельны при плохой погоде. Например, если попасть на таком велосипеде под дождь, то капли дождя будут попадать на все тело, в том числе и на глаза. На рынке есть лигерады которые закрыты обтекателями, но вес их значительно больше, да и устойчивость лигерада с обтекателем значительно снижается.
  5. Еще одним минусом является то, что лежачие велосипеды плохо видно на дороге другим участникам дорожного движения, поэтому управляя таким видом транспорта, всегда стоит учитывать, что водители крупных машин могут не заметить лигерад перед своим бампером. Кроме того, в ночное время суток встречные машины будут слепить водителя лигерада светом фар.
  6. Лигерад менее маневренный чем обычный велосипед, радиус поворота на нем значительно шире, баланс держать тяжелее, пользоваться таким транспортом в гололед не стоит, так как риск падения достаточно велик.

Интересно! Некоторые умельцы собирают лигерады своими руками. Процесс это трудоемкий, но вполне реальный, необходимо лишь найти чертеж такого велосипеда.

Классификация лигерадов

Лигерады классифицируются по нескольким признакам:

  1. По приводу:
  • Задний привод — в этих велосипедах заднее колесо является ведущим.
  • Передний привод — здесь роль ведущего выполняет переднее колесо. Такие приводы бывают с подвижной и неподвижной кареткой.
  1. По колесной базе:
  • Длинная колесная база — в таких лигерадах переднее колесо меньше заднего, педали находятся перед колесом. Их недостатком является плохая маневренность, зато они более устойчивы и комфортны.
  • Короткая колесная база — здесь педали находятся за передним колесом. Такие велосипеды более маневренны.
  • Средняя колесная база — сиденье находится либо над задним колесом, либо максимально близко к нему.
  1. По посадке:
  • Низкая посадка — сиденье находится максимально низко к земле, такие велосипеды чаще используют в профессиональных целях, они обладают хорошей аэродинамикой и могут развивать большую скорость.
  • Высокая посадка — сиденье находится от земли на расстоянии вытянутой ноги.
  • Средняя посадка — оптимальный вариант, такой велосипед имеет хорошую аэродинамику и в то же время его достаточно хорошо видно другим участникам движения.
  1. По количеству колес:
  • Двухколесные велосипеды.
  • Трехколесные велосипеды — бывают двух вариантов, в первом случае два колеса располагаются спереди, а роль ведущего выполняет заднее колесо (заднеприводные). Во втором случае, два колеса располагаются сзади, часто такие лигерады имеют закрытый кузов, что увеличивает его аэродинамику и защищает от неблагоприятных погодных условий.
  1. По типу рулей:
  • Высокий руль — чаще устанавливается на лигерады с короткой колесной базой. Ручки руля находятся выше сиденья у груди велосипедиста.
  • Низкий руль — ручки руля находятся чуть выше кресла.
  • Рычаги — находятся по обе стороны от сиденья.

Интересно! На рынке есть тандемные лигерады, это двухместный велосипед. Сиденья на таких лигерадах расположены либо друг за другом, либо параллельно друг другу. Бывают двух, трех и даже четырехколесные.

Обслуживание лигерадов

Лигерады дорогие велосипеды и их ремонт дело тоже не бюджетное. Замена деталей усложняется еще и тем, что в России такой транспорт явление редкое, купить для него запчасти практически невозможно, поэтому заказывать их приходится из заграницы.

Еще одной сложностью является то, что некоторые детали таких велосипедов не стандартные и подходят только для конкретной модели лигерадов.

Несмотря на то, что на первый взгляд лигерады в нашей стране встретить практически невозможно, их популярность набирает обороты. Некоторые пользователи собирают такие велосипеды своими руками. Их главным преимуществом является то, что они благоприятно влияют на здоровье человека, а вероятность получить травму у них ниже по сравнению с обычным велосипедом.

Кроме того, сейчас набирают популярность лежачие велотренажеры, их часто используют для реабилитации людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Такой тренажер не нагружает спину, но позволяет прокачать мышцы ног. Это отличный способ поддерживать физическую форму для лежачих больных.

Что такое лигерад. Беседа с Александром Самородовым про лежачие велосипеды

Я уже давно с интересом заглядывался на лежачие велосипеды, но в наших краях это полнейшая экзотика. В реальности всего два или три раза имел счастье наблюдать это странное создание инженерной мысли.

Но как говорится, на ловца и зверь бежит — из переписки с моим читателем Александром Самородовым я узнал, что он уже много лет катается на лигерадах. Нельзя было пройти мимо, и я попросил, чтобы Александр рассказал мне и читателям сайта kotovski.net о своем железном коне и о лежачих велосипедах вообще. Начнем!

Виктор Котовский. Саша, для начала расскажи — как ты дошел до лигерада. Простой велосипед тебя уже не устраивал или просто душа желала странного?

Александр Самородов. Если вспомнить еще 2004 г., когда катал недельные походы, все было хорошо, но вот запястья на второй день начинали так болеть, что портилось все впечатление о походе. Вот и стал я думать, что бы такое предпринять. Ставил разные рули и прочее, но эффекта должного все равно не было на длинных дистанциях, руки болели. Пятая точка привыкла, но руки нет.

Потом как-то увидел в интернете сообщение, что существуют вот такие лежачие велосипеды, называемые рекамбентами (англ.) или лигерадами (нем.). В принципе, я о них и раньше знал, но только считал их скорее веломобилями самодельными, имеющими обычно от 3 колес. Надо сказать, что еще в школе в 80-е годы я собирал 3-колесный веломобиль, аж двухместный, но затея не слишком удалась по разным причинам.

Но вот загорелся я конкретно лигерад приобрести, и думал о лигерадах года два, ну и деньги копил, конечно. Хотелось купить, поэкспериментировать. Не только, конечно, боль в запястьях хотел победить, но и душа просила чего-то другого.

Только в 2007 г. моя мечта сбылась и я купил полноподвесный короткобазный лигерад (SWB). Привез его из-за границы, предварительно сделав заказ. Сейчас идет 6-й сезон катания на лигераде. Должен сказать, что на наших дорогах без заднего амортизатора пришлось бы туго, всю спину можно отбить.

Амортизирование передней вилки не столь необходимым оказалось, хотя тоже желательно. Это надо учитывать, поскольку если, например, заблокировать задний амортизатор, удары заднего колеса реально сильно и неприятно будут воздействовать на спину при езде на лигераде.

Читать еще:  Разметочный столярный рейсмус своими руками

Вообще существуют еще длиннобазные (LWB) и компактные длиннобазные (CLWB). В Европе в основном ездит на SWB (ось каретки дальше оси переднего колеса), иногда на CLWB (оси примерно рядом), на LWB (ось переднего колеса дальше оси каретки) редко.

В Америке LWB пользуются большей популярностью, так как, наверное, у американцев больше места, где их можно хранить. Для поездок на работу и вообще для городской езды, пожалуй, больше подходит CLWB, а для скорости за городом, пожалуй, SWB.

ВК. Если обычный велосипед можно почти называть практичной вещью: помимо катания, его можно использовать как транспорт, то что с лигерадом? Это лишь забава, хобби?

АС. Возможно, лигерад менее практичен, чем обычный велосипед (вертикальный велосипед или велосипед с «алмазной» рамой, как называют его на Западе). В целом лигерад больше подходит для передвижений за пределами города на большие расстояния. В путешествие – милое дело.

Я и по лесным дорогам катаю. Проезжаю в целом везде, где я бы проехал и на горном. Хотя для конкретного бездорожья лучше все-таки использовать «нормальный» горный велосипед.

Для поездок в магазин – явно лучше использовать складной велосипед. Хранить и транспортировать лигерад несколько сложнее, особенно с длинной базой. Но лигерад с короткой базой приближается по удобству хранения к обычному велосипеду.

Езжу на нем и по проспектам, особых проблем нет, но стараюсь скорее вырваться за город, что впрочем, делал бы я и на обычном велосипеде.

Некоторые научились перевозить лигерад в плацкартном вагоне почти не разбирая (сняв только переднее колесо). Я пока возил только в багажном вагоне целиком.
Следует также заметить, что существуют и складные лигерады.

ВК. Продолжая тему практичности — как обстоят дела с хранением, транспортировкой? Для многих людей даже с обычным велосипедом бывают сложности, а ведь лигерад больше и тяжелее.

АС. Лично я храню лигерад в гараже, но если бы не было, можно и в квартире. Кстати, гараж у меня в двух километрах от дома, которые я на складном велосипеде проезжаю, а дальше пересаживаюсь на лигерад.

ВК. Сколько весит типичный лигерад? Есть ли разница с обычным великом, ведь для тех, кому тащить байк в квартиру без лифта это очень важно.

АС. Разница не очень велика, если имеем дело с SWB или даже с CLWB. Есть люди, которые затаскивают его по лестнице на 5-й этаж. Лигерад в среднем несколько тяжелее вертикального велосипеда, хотя есть очень легкие.

Вес больше из-за длинной цепи (в 2,5 раза длиннее), из-за наличия сидения, возможно из-за более металлоемкой рамы (хотя бывает по-разному). Типичный полноподвесный лигерад SWB с небольшим количеством аксессуаров весит около 17 кг.

ВК. Есть обывательское мнение, что лигерады значительно быстрее даже шоссейников, это правда?

АС. Не вполне. Если лигерад имеет не вполне аэродинамичную посадку с упором на лучший обзор (кстати, на лигерадах ямы видны хуже), то прироста скорости можно не ощутить. Для по-настоящему аэродинамичной посадки ось каретки делают выше нижней точки сидения на 20-25 см.

Это прилично и может показаться не всем комфортным. У меня это расстояние около 10 см, поэтому прирост скорости есть, но не очень большой, у меня скорее туристический вариант, но все же не «матрасный».

Вообще, по прошествии 6 лет хотел бы приобрести более спортивный и легкий лигерад, чтобы действительно обгонять шоссейников, пока это редко получается. Но моя крейсерская скорость существенно возросла.

При безветренной погоде на горизонтальной дороге я могу, по крайней мере, в течение часа держать скорость около 28 км/час при пульсе где-то в фитнесс зоне, если чуть поднапрячься, можно 32 держать. В общем, эффект есть, но хотелось бы большего.

ВК. Другое обывательское мнение — на велосипедах этого типа очень трудно ехать в гору, вплоть до того, что затяжные подъемы практически недоступны. Где здесь правда, а где ложь?

АС. По физике средний лигерад должен в гору ехать чуть медленнее среднего велосипеда из-за большего веса. Кроме того, на лигераде не поедешь танцовщицей, оторвав пятую точку от сидения. Хотя что-то подобное можно попытаться предпринять.

Однако на лигераде можно упираться в спинку сидения. Лично я почти не замечаю снижения скорости подъема, так как езду танцовщицей почти не практиковал на обычном веле. В спинку сидения лигерада тоже особо не упираюсь, так как колени дороже. Но горки стараюсь по возможности тренировать, край мой не горный, но на тренажерах зимой тренирую.

Стоит также отметить, что переход на лигерад происходит в три стадии: в самом начале катание на лигераде вызывает восторг у 95% покатавшихся; далее идет период тренировки новых групп мышц, в это период мотивация может снизиться, но надо поездить километров 500; приходит период, когда лигерад становится для вас нормальным и эффективным средством … (подставьте свое слово ) вызывающим может быть уже не столь бурную, но радость.

ВК. Что лучше — двухколесный или трехколесный лигерад?

АС. Лично мне представляется, что на наших дорогах надо ездить только на двухколесных велосипедах. Хотя трехколесные лигерады, называемые трайками, а по-нашему, веломобили (ну, у нас все веломобилем называют, если это отличается от обычного велосипеда, даже лигерад-двухколесник до сих пор часто у нас называют «веломобиль») становятся все более популярными в других странах.

Трайк, конечно, более устойчив, но посадка у него очень низкая, а места на дороге он требует больше, скорость несколько ниже из-за третьего колеса, вес больше, хранить неудобно. Посадка низкая для того, чтобы он был устойчивым и на поворотах тоже.

ВК. Что с удобством на дальних дистанциях? Говорим о ста и больше километрах за раз.

АС. Ехать удобно и 100 и более километров. Возможно, каждый 50 км желательно останавливаться и немного разминать тело. После часа-полтора непрерывной езды может появиться эффект кинотеатра, когда хочется пометь положение тела на сидении. Это вполне естественно. Пятиминутная остановка – достаточная мера. Отчасти это можно делать и в движении.

Еще ямки на дороге способствуют профилактике. Желательно также, чтобы посадка была действительно полулежачей, чтобы значительная часть веса приходилась на спину. «Полусидячие» лигерады, обычно с низкой кареткой, вряд ли хорошо приспособлены для дальних путешествий (могу ошибаться). Но о боли речи в любом случае не идет.

Может пригодится подголовник, только он должен быть правильным, упираться в основание черепа. Тот, что был у меня, я не нашел удобным, лучше ездить без него, шея почти не устает, но легкая разминка после каждых несколько десятков км также не помешает.

ВК. Есть ли смысл путешествовать на лежачем байке? Или всё-таки практичнее обычный велосипед?

АС. Смысл однозначно есть, путешествовать на лежачем байке очень хорошо. Перевозить его тоже можно и в поездах и в самолетах, хотя чуть сложнее. В гостиницы пускают.

ВК. Из-за низкой посадки, лигерад очень плохо виден водителям, часто голова велосипедиста ниже капота. Это реальная проблема?

АС. Необычное транспортное средство привлекает повышенное внимание водителей, многие из них стараются ехать внимательней, многим интересно, что же это такое. Я несчетное количество раз отвечал на вопросы водителей и пассажиров (не говоря о пешеходах) о своем лигераде.

Но вообще проблема есть, могут лигерад и не заметить. Особенно, если он очень низкий, так называемый лоурэйсер. Но если хайрэйсер, то видеть его должны лучше. Рекомендуется устанавливать яркий высокий флаг, но он, как мне показалось, заметно тормозит лигерад.

В дополнение могу сказать, что залогом безопасности перемещения на лигераде является наличие контактных педалей и зеркал заднего вида.

ВК. Как обстоят дела у лежачего байка на пересеченной местности? Речь не о грунтовках с хорошим грунтом, а о тропках с корнями, спусках и тд.

АС. Если лигерад оснащен соответствующими компонентами, покрышками, то очень даже можно везде проехать, причем с бОльшим удовольствием. Но если трасса уж очень специфическая, то ехать лучше на вертикальном горном велосипеде соответствующей специализации (кросс-кантри, даунхил и т.д.)

ВК. Дорогое ли это удовольствие? Где можно купить в России (или за границей).

АС. Лигерады стоят дороже обычных велосипедов из ближайшего веломагазина, так как производятся мелкосерийными партиями, часто на заказ. В России есть умельцы, предлагающие услуги по изготовлению лигерадов. См. сайт velomobile.org

За границей немало небольших компаний, занимающихся изготовлением лигерадов. В России есть шанс сделать лигерад дешевле. О качестве российских изделий ничего сказать не могу, не испытывал.

Одним из наиболее популярных международных сайтов по лигерадам является bentrideronline.com. Чтобы купить за границей приличный фрэймсет (рама+сиденье+специф. узлы) придется потратить порядка 1500 евро плюс перевозка/пересылка.

ВК. Почему лигерады не получают широкой признательности, если у них столько плюсов?

АС. В свое время лигерады были запрещены для использования в официальных спортивных велосипедных соревнованиях. Как известно, товар становится популярным, если он массово используется в спорте. С лигерадом так не вышло. Это одна из причин.

Другая – все-таки меньшая его практичность по сравнению с вертикальным велосипедом. Высокая цена на лигерады из-за малых объемов производства тоже является причиной их малой распространенности.

Необычный вид лигерадов многих отталкивает от приобретения. Не все могут согласиться быть белой вороной (у меня тоже был такой барьер, но я его преодолел, и сейчас с этим легко, я даже рад, что необычен среди других велосипедистов).

Но объемы продаж и популярность лигерадов растут! Если еще лет 5 назад мало кто знал в России это слово, сейчас уже хотя бы продвинутые велосипедисты не удивляются.

Виктор Котовский. Большое спасибо Александру за такой подробный рассказ о предмете его увлечения! На мой взгляд, лигерады — это именно та ветвь велосипедизма, которая должна развиваться. Со временем цена на такие байки будет снижаться, а количество их владельцев — расти.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Как мой читатель проехал 20 000 км по Европе без денег
  • Велоформа — комфорт в дороге
  • Что такое велофетишизм и как с ним бороться

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Лигерад: что это, виды и преимущества лежачих велосипедов

  • Что такое лежачий велосипед
  • Интересный факт
  • Виды лигерадов
  • Цель использования
  • Привод
  • Колесная база
  • Посадка
  • Особые виды рикамбентов
  • Преимущества и недостатки
  • Рейтинг лучших лежачих велосипедов
  • Заключение
Читать еще:  Выращивание кристаллов настоящего рубина в домашних условиях

Лигерад − комфортабельный и распространенный городской транспорт в Европе и Америке. Появление лежачего велосипеда на наших дорогах вызывает всеобщее удивление. Одни считают, что непривычную конструкцию придумали для «понтов». Другие называют изобретение монстром Франкенштейна и вело-кузнечиком. Те, кто проехал в комфортном кресле сотню километров, считают лежачий велосипед исключительным средством для скоростных или дальних поездок. Профессионалы утверждают: один раз прокатишься на странном механизме из любопытства и захочешь пересесть на него надолго. На неуклюжем лежачем велосипеде, в котором задействована мускульная сила человека, установлен мировой рекорд − 133,78 км/ч.

Что такое лежачий велосипед

Двух и трехколесный лигерад − почти безупречный современный велосипед. Владельцы транспорта получают больший комфорт и становятся быстрее. Не нужно взбираться на узкое седло и наклоняться вперед. Продуманная посадка позволяет оглядывать дорогу и наслаждаться пейзажами.

Рикамбент (название в англоязычных странах) отличается конструкцией, обтекаемостью, скоростью от стандартного велосипеда. На специальном лежаке велосипедист может комфортно ехать сотню километров, не уставая из-за отсутствия нагрузки на позвоночник. Педали вынесены вперед, а вместо руля сделаны рычаги для осуществления поворотов. Плотно прижатая к креслу спина, расположение ног на уровне седла сказываются на динамике разгона рикамбента.

Существует несколько вариантов расположения руля, размера и диаметра колес. Для изготовления рамы используют титановые сплавы, легированную сталь и другие прочные материалы. Лежачий велосипед с отличной обтекаемостью может развить скорость 52 км/час. Чтобы почувствовать байк, нужно проехать пару сотен километров.

Лигерад заинтересовал ученых НАСА, изучающих предельный потенциал человека в условиях Космоса. Для участия в эксперименте для определения максимальной скорости на лежачем велосипеде были приглашены опытные гонщики. Действующий рекорд принадлежит канадцу Сэму Уиттингему.

Интересный факт

Первый рикамбент соорудил в 1900 году американец Браун. Модель признали неудачной из-за большого веса, длины и плохой маневренности. Через 30 лет французский изобретатель Шарль Моше построил лежачий велосипед «Велоризонталь». Амбициозный предприниматель поставил цель: победить на мировом чемпионате и установить новый рекорд скорости. Велогонщики признавали комфортную посадку и легкое управление конструкцией, но иронически относились к лигераду, которого называли «ванной с колесиками».

Согласился участвовать в «авантюре» только аутсайдер соревнований Форо. Пользуясь преимуществом рикамбента в аэродинамике и скорости, спортсмен стал непобедимым лидером в течение 5 лет. В Союз велосипедистов стали поступать жалобы на неравные условия соревнований. С 1934 года введен запрет на участие лежачих велосипедов в официальных велогонках, но разрешено организовывать соревнования отдельно для рикамбентов. С тех пор энтузиазм изобретателей угас, а гонщики перестали сражаться за неофициальные победы. Только в конце ХХ века лигерад завоевал славу комфортного и популярного городского транспорта.

Виды лигерадов

Лежачие велосипеды разделили на условные группы, назначение которых объясняют названия моделей лигерадов:

  • гоночные (для установления рекордов);
  • спортивные;
  • прогулочные;
  • туристические.

Популярностью пользуется особый подвид лигерада − лежачий трехколесный велосипед (трайк). Главные качества модели:

  • устойчивость конструкции и простота в управлении;
  • большие размеры;
  • возможность лежать при езде и соорудить спальный лежак на ночь;
  • наличие грузового багажника;
  • пониженная маневренность и небольшая скорость.

Цель использования

Лигерад создали для скоростных или дальних поездок. Лежачий велосипед используется для неторопливых прогулок по городу и ровным велодорожкам. Для любителей выделиться, лигерад − лучший выбор, гарантирующий всеобщее удивление и интерес. На туристических моделях можно упаковать дорожные чемоданы и не опасаться, что они съедут на колеса. Лежачий велосипед изготовлен для отдыха, профессионального спорта, торжественных парадов. Профессионалы участвуют в соревнованиях, организованных для рикамбендов.

Изобретатели сконструировали лигерады специального назначения. Пауль Шендорф, профессор высшей школы в Кельне, создал серию лежачих велосипедов для пожилых людей и инвалидов. Например, в домах престарелых штата Калифорния используется трехколесный рикамбент. Закрытый верх помогает укрыться от ветра и непогоды. Международная ассоциация по развитию средств передвижения с использованием мускульной силы человека установила: лигерад дает свободу передвижения и мобильность, превосходит по показателям инвалидные кресла-каталки.

Странный велосипед заинтересовал американских медиков. Результаты исследований опубликованы в журнале «Medical news today»:

  1. Прогулки на лигераде улучшают работу легких. Благодаря принудительной вентиляции, орган человека освобождается от вредных токсинов и работает активнее, чем обычно.
  2. Лежачий велосипед снимает нагрузку на позвоночник, облегчает работу опорно-двигательного аппарата.
  3. Рикамбент снижает риск возникновения рака кишечника и молочной железы.
  4. Предотвращает развитие импотенции у мужчин.
  5. Во время езды на лежачем велосипеде активизируются эндорфины. Гормоны счастья создают «подушку безопасности» для нервной системы, ослабляют депрессию, снимают боль.

При выборе подходящей модели учитывают традиционное деление лигерадов на классы. Определены виды по характеристике привода, показателям колесной базы, уровню высоты посадки.

Привод

Транспортное средство содержит ножной или ручной привод. На ведущее колесо лигерада крутящий момент передается через ремень, цепь, стальные тросики или карданный вал.

  • Передний привод. Ведущее колесо у лежачего велосипеда − переднее, обеспечивающее маневренность, надежность. При подвижной каретке оптимальный угол установки передней вилки − 45 градусов. Привод с неподвижной конструкцией помогает свободно расположить сидение и сложить лигерад.
  • Задний привод. Управление лежачим велосипедом осуществляется через заднее колесо. Чтобы погасить колебания удлиненной цепи, используют трубки из пластика, направляющие ролики и валы.

Колесная база

По величине колесной базы определяют следующие виды лигерадов:

  • Короткая КБ. Переднее колесо маленького диаметра размещают за педальной базой лежачего велосипеда. Цепь устанавливают через два ролика, чтобы избежать трения и передать крутящий момент на ведущее колесо. Небольшое расстояние между колесами делает компактный рикамбент маневренным.
  • Средняя КБ. На байки устанавливаются колеса диаметром 24-28 дюймов. Сиденье расположено рядом с задней осью, что уменьшает размеры лежачего велосипеда.
  • Длинная КБ. Транспортное средство предназначено для поездок на высоких скоростях. Переднее колесо рикамбента меньше заднего. Низкое расположение педальной каретки придает конструкции устойчивость, но снижает маневренность.

Посадка

По уровню высоты расположения сиденья различают следующие типы лигерадов:

  • Высокая посадка. Кресло находится на расстоянии 1 м от земли, что обеспечивает хороший обзор, комфортность, удобство вождения рикамбентом.
  • Средняя. Сиденье велосипедиста расположено на расстоянии полусогнутой ноги. Колеса разного размера улучшают аэродинамические характеристики транспортного средства.
  • Низкая. Кресло устанавливается в 15-20 см от земли, что повышает обтекаемость модели и скорость. Малозаметный лежачий велосипед с такой посадкой не должен ездить по дорогам общего пользования.

Особые виды рикамбентов

Кроме стандартных моделей набирают популярность другие виды лигерадов, связанные с особенностями управления.

ТипОсобенность
СтримлайнерСплошной обтекатель полностью закрывает раму лежачего велосипеда. Конструкция имеет привлекательный футуристический вид
Тандемный лигерадМодель выпущена для двух велосипедистов, которые могут ехать сидя или полулежа
ЛоурайдерЛигерад изготовлен для людей, предпочитающих спортивный стиль вождения
ВелоскутерыДлинный руль, высокое расположение кресла помогут насладиться длительным путешествием или городской ездой
ВеломобильТрехколесный лежачий велосипед с отличной аэродинамикой и закрытым верхом
ВелоколяскаКонструкция напоминает картинг с рулевым и двумя передними колесами
Наклоненные рикамбентыИмеют низкое сопротивление, велосипедист лежит на животе
Короткие лигерадыЛежачие велосипеды имеют небольшую колесную базу. Предназначены для повседневного передвижения и путешествий
Переднеприводные лигерадыВместо руля используется шарнирная рама, разворачивающаяся при перемещении тела
Гребной лигерадЛежачий велосипед управляется силой рук

Независимо от вида, рикамбенты характеризуются как комфортные и надежные средства передвижения.

Преимущества и недостатки

Лежачий велосипед отличается от классического особенностями конструкции, наличием ковшового сидения, расположением кареточного узла с педалями. Простые в управлении модели ценятся за необычный дизайн, функциональность, удобство в дальних путешествиях и прогулках за городом. Мнения профессионалов о достоинствах и изъянах лигерадов представлены в таблице.

ПреимуществаНедостатки
Маневренность, аэродинамические характеристики, легкость в управленииВысокая стоимость (1800-10 000 долларов)
Возможность проехать в положении лежа сотни километров без усталостиПадение скорости вращения педалей на затяжных подъемах
Хороший обзор, комфортность сидения,
удобство вождения лежачим велосипедом
Большой вес конструкции (12-17 кг)
Отсутствие нагрузки на руки и позвоночникИз-за низкой посадки рикамбента − ослепление светом встречных автомобилей
Безопасность при торможении, исключающая перекидывание через рульНезащищенность от непогоды
Дополнительная защита рамки лигерада от ударовБольшой радиус разворота
Равномерное распределение нагрузки на мышцы, и уменьшение на органы малого тазаНесовершенная конструкция лежачего велосипеда не позволяет преодолеть тротуарные препятствия
Высокая скоростьНарушенный баланс колес рикамбента из-за неподвижности велосипедиста
Комфортная поза, не требующая напряжения шеиОпасно попадать в пробки, ездить по снегу и грязи
Хорошая обтекаемостьИз-за небольшой высоты велосипед плохо виден на дороге
Максимальная передача энергии при давлении на педалиЗатрудненная езда в гору
Лежачее положение позволяет велосипедисту затормозить ногами, а не принимать удар головойБольшие габариты

Рейтинг лучших лежачих велосипедов

Удобные и надежные лигерады стали популярным и востребованным транспортным средством. Ассоциация приключенческого велоспорта «Adventure Cyclist» (США) представила рейтинг лучших лигерадов. В перечень вошло 7 моделей:

  1. Чешский компактный лигерад Azub T-Triz сочетает доступную стоимость и европейское качество.
  2. Туристический высокоскоростной Giro 26 ATT отличается ярким дизайном, многовариантным сидением. Рикамбент имеет двойные тормоза.
  3. Универсальный Catrike Expedition используется как спортивный и туристический лежачий велосипед.
  4. Переднеприводная Cruzbike Sofrider характеризуется как комфортная модель для путешествий и загородных поездок. Лигерад оснащен надежными шинами, грузовым багажником, необходимыми аксессуарами.
  5. Сверхлегкий алюминиевый рикамбент Easy Racers Tour Ease предназначен для любителей длительных путешествий.
  6. Трехколесный Greenspeed Magnum − лидер на мировом рынке среди лежачих велосипедов. Прочная рама, объемный багажник, регулируемое кресло − основные характеристики комфортной модели для путешественников.
  7. Уникальная модель Lightfoot Greenway выделяется своеобразной конструкцией. 109 ступеней передач позволяют заехать рикамбенту даже на высокую гору.

Заключение

Профессионалы считают лигерад символом человеческого прогресса и транспортом будущего. В ООН эти велосипеды рассматривают как средство «зеленого восстановления» после COVID-19.

Что такое лежачий велосипед — лигерад

Зачем изобретать велосипед, если он уже давно существует? Сегодня в самых удаленных уголках планеты можно увидеть велобайки простые и продвинутые, предназначенные для различных дорожных покрытий и определенного стиля езды. Однако, как известно, лучшее – враг хорошего. Для райдеров, имеющих проблемы с опорно-двигательной системой и вынужденных ограничивать себя в любимом увлечении, а также для тех, кто предпочитает более комфортабельный транспорт, специалисты разработали специальный велосипед — лежачий. Он позволяет спортсмену передвигаться полулежа или даже практически полностью в горизонтальном положении. О том, что такое лежачий велосипед, как он устроен и для кого предназначен, вы узнаете дальше.

  • Что это — лежачий велосипед
  • Конструкция
  • Классификация
  • Цель использования
  • Привод
  • Колесная база
  • Посадка
  • Особые виды
  • Достоинства и недостатки
  • Итоги

Что это — лежачий велосипед

Лежачий велосипед представляет собой особую конструкцию, изготовленную из квадратных или круглых труб различного размера и позволяющую крутить педали в горизонтальном или полулежачем положении. Лигерад (liegerad) или рикамбенд (так иначе называют эту конструкцию) обладает отличной обтекаемостью и позволяет демонстрировать более высокие скоростные показатели. Вместо обычного седла такой велобайк оснащен специальным мягким креслом или уникальным ковшовым сиденьем. Педали вынесены далеко за руль, при этом управлять новым лигерадом не сложнее, чем обычным велобайком.

Конструкция

Конструкционные особенности лигерада значительно отличаются от обычного велосбайка. Типичный лигерад состоит из следующих компонентов:

  • рамы, которая имеет сварную конструкцию и состоит из круглых или прямоугольных труб. Для ее изготовления используют сплавы легированных металлов, алюминия или принципиально нового материала – карбона. Нередко они комбинируются с легкой авиационной фанерой;
  • обтекатели позволяют значительно улучшить аэродинамические показатели велобайка. В настоящее время на дорогах можно увидеть лежачий велосипед, оснащенный частичными или полностью закрытыми обтекателями. В большинстве случаев производители делают их съемными, чтобы при необходимости иметь возможность облегчить конструкцию. В заднем обтекателе, как правило, предусматривается устройство небольшого багажника, позволяющего перевозить инструмент и личные вещи велосипедиста. В производстве обтекателей, которые предназначены для установки на лежачий велосипед, могут применяться карбон и алюминий, кевлар или стеклопластик, а также специальная непромокаемая ткань, которая натягивается на имеющийся каркас;
  • привод — транспортное средство оснащается ножным либо ручным приводом, крутящий момент в котором передается ремнем или цепью, а также карданным валом или системой тросиков. При этом ведущим колесом может быть как переднее, так и заднее;
  • колеса — лигерад может комплектоваться колесами различного диаметра. Чаще всего устанавливаются колеса диаметром не более 20 дюймов. На байках с короткой базой они обеспечивают отличные управляемость и маневренность. На «болиды» со средней колесной базой устанавливают колеса диаметром от 24 до 28 дюймов.

Классификация

Для дифференциации лигерадов специалисты используют несколько классификаций.

Цель использования

В зависимости от цели использования выделяют:

  • прогулочный лежачий велосипед – используется широким кругом велолюбителей для совершения неторопливых поездок по ровным велодорожкам. Является новым трендом в туристических зонах. Может быть двух- и трехколесным;
  • спортивный – предназначен для активного отдыха и профессиональных спортсменов;
  • рекордно-гоночный — используется профессиональными велосипедистами для участия в специальных соревнованиях для рикамбендов.

Привод

Особенности привода позволяют выделить лигерады с:

  • передним приводом – ведущим в этом случае является переднее колесо, что делает лежачий велосипед невероятно маневренным и особенно надежным. Каретка велобайка может быть подвижной или неподвижной;
  • задним приводом – в этой конструкции управление байком осуществляется через заднее колесо.

Колесная база

Колесная база предполагает разделение на модели с:

  • укороченной колесной базой — конструкция предполагает установку переднего колеса за педальной базой. Такая конструкция отличается высокойманевренностью и отличной управляемостью;
  • средней колесной базой — сиденье на этот лежачий велосипед устанавливается непосредственно над задним колесом или вплотную к нему для уменьшения размеров транспортного средства;
  • длинной базой — в данном случае устанавливаются колеса разного размера, причем переднее должно быть меньше заднего. Велосипедисты отмечают неудачное распределение веса на этом велобайке, а также его низкую маневренность. Устойчивость на дороге при этом повышается.

Посадка

В зависимости от посадки выделяют конструкции с:

  • высокой посадкой – кресло располагается на высоте около 1 метра, что обеспечивает райдеру отличную обзорность. Новые лигерады такой конструкции комплектуются колесами от 26 до 28 дюймов;
  • средней посадкой – кресло устанавливается на расстоянии полусогнутой ноги взрослого человека, колеса отличаются по размеру, что улучшает аэродинамические характеристики велобайка;
  • низкой посадкой – сиденье крепится на расстоянии до 20 см от земли, что гарантирует транспортному средству отличную обтекаемость. Однако такой лежачий велосипед является малозаметным и поэтому не предназначен для передвижения по дорогам общего пользования.

Особые виды

Отдельно выделяют также:

Велоскутеры — принципиально новой модификации, имеющие высокую посадку и оснащенные двигателем. Они предназначаются для дальних поездок;

Веломобили – полностью закрытые трехколесные модели. Отличаются хорошими аэродинамическими свойствами, однако закрытая конструкция корпуса придает им значительный вес;

Тандемы – лигерады, предназначенные для одновременной поездки двух велосипедистов. Выпускаются также 3- и 4-колесными;

Гребные лигерады – транспортные средства, которые приводятся в движение при помощи рук.

Достоинства и недостатки

По сравнению с обычным велосипедом лежачий обладает рядом преимуществ. Это:

  • удобная посадка, позволяющая снять нагрузку со спины и плеч. Новые модели предоставляют велосипедисту возможность смотреть в направлении движения, абсолютно не напрягая мышцы спины;
  • безопасность при авариях. Хотя лежачий велосипед не может похвастаться хорошей обзорностью, конструкция рамы отлично поглощает удары при столкновениях. Лежачее положение райдера позволяет принять удар при аварии на ноги, что дает возможность избежать тяжелых повреждений головного мозга. Падение с невысокой высоты лигерада также является менее травмоопасным;
  • высокие скоростные показатели, которые лежачий велосипед демонстрирует благодаря отличным аэродинамическим свойствам;
  • уменьшенная нагрузка на простату и другие органы малого таза;
  • возможность изготовить лежачий велосипед собственными руками.

К недостаткам относятся:

  • значительные размеры и большой вес. Средний вес лигерада составляет около 17 кг. Новые модели выпускаются облегченными, их вес незначительно превышает 12 кг;
  • плохая обзорность на дороге. Лигерад обычно имеет низкую посадку, из-за чего страдает его обзорность. Также по этой причине существует вероятность ослепления велосипедиста светом фар встречных машин;
  • большой радиус поворота;
  • отсутствие надежной защиты от атмосферных осадков;
  • трудности при преодолении тротуарных бордюров;
  • высокая стоимость. Цена на новый лигерад может варьироваться от 1200 до 10000 долларов.

Итоги

Несмотря на наличие некоторых недостатков, лежачие велосипеды завоевывают все большую популярность. Удобные и надежные, они дают возможность с комфортом передвигаться как в условиях города, так и за его пределами. А проводимые ежегодно соревнования и фестивали способствуют развитию и совершенствованию этой разновидности транспортного средства.

Электролигерады: что такое, с чем едят?

Чем отличается обычный автомобиль от болида Формулы-1? Ну, кроме очевидных скорости, мощности и крутой харизмы? Правильно: посадкой. Человечество всю жизнь завидовало крокодилам, которые умеют ходить лёжа, поэтому научилось лёжа хотя бы ездить – в комфортабельном кресле болида пилот Формулы в буквальном смысле лежит (хотя и вряд ли отдыхает). Доступно ли такое счастье тем, кто не выступает за какую-нибудь крутую команду в Монте-Карло? Да, если речь идёт о пилотах электролигерадов!

Что такое лигерад?

Лигерад – это «лежачий велосипед»: если на обычном электровелосипеде Вы сидите, слегка наклонившись вперёд, то на лигераде буквально лежите на спине. Ноги при этом вынесены вперёд, где и крутят педали, а голова откинута назад (и, как правило, поддерживается удобным подголовником). Выглядит такая штука необычно, но её конструкция на 100% оправдана:

  1. Минимум нагрузки. У лежащего на лигераде пилота практически расслаблен позвоночник, нет характерной нагрузки на руки и шею, а также давления на область ягодиц – можно не опасаться профессиональных болезней велосипедистов. Особенно это чувствуется при поездках на дальние дистанции: к тому моменту, как обычный велосипедист уже будет выпадать из седла, лигерадист всё ещё сохранит и бодрость, и хорошее настроение;
  2. Безопасность. На первый взгляд не скажешь, но лигерад гораздо безопаснее, чем обычный велосипед. Во-первых, пилот сидит гораздо ниже – меньше падать. Во-вторых, при столкновении с препятствием человек естественно тормозит ногами, тогда как райдер на обычном велосипеде перелетает через руль и втыкается головой.

Ну и, конечно, лигерад просто очень круто выглядит. Если Вы любите выделяться из толпы, этот транспорт – Ваш выбор!

Электролигерады?

Практика 21-го века показывает: мотор можно поставить на всё, у чего есть колёса. И, скорее всего, этот мотор будет электрическим. С точки зрения моторизации электро лигерады ничем не отличаются от электросамокатов, например: то же мотор-колесо, аналогичные характеристики, просто другая посадка. При этом, если ещё и педали крутить не нужно, лигерад вообще превращается в вызывающе роскошную вещь: практически паланкин, только в современном исполнении.

Лигерад – лежачий велосипед

Лигерад, он же рикамбент – это не привычный нам велосипед с вертикальной посадкой, а лежачий. Ехать на нем можно не только полулежа или лежа на спине, но и на животе.

Фанаты лежачих велосипедов называют несколько, с их точки зрения, неоспоримых преимуществ лигерада. Во-первых, скорость — за счет большей обтекаемости формы и меньшей парусности по сравнению с обычными сидячими велосипедами. Во-вторых, безусловно, очень большое снижение или даже отсутствие нагрузки на спину спортсмена. И, как утверждают некоторые особо рьяные приверженцы рикамбентов, снижение риска бесплодия у мужчин. Далее следует безопасность головы – ведь из полулежачего положения перевернуться вниз головой через руль довольно сложно даже при всем желании.

Часовые рекорды скорости для лигерадов сильно отличаются для моделей с обтекателями и без. Например, в 2012 году для стримлайнеров (лигерадов в полном обтекателе) был установлен часовой рекорд в 91 км 595 м, а для рикамбентов без обтекателей — 52 км 074 м. Обычно обтекатели представляют собой съёмную конструкцию и могут устанавливаться почти на все модели лигерадов. В заднем обтекателе часто прячется багажник.

Сторонники велосипедов со стандартной, сидячей, посадкой упирают на не меньший список недостатков рикамбентов, называя большой вес и внушительные размеры транспортного средства, и, как следствие, более высокую стоимость, плохой обзор, который повышает аварийность, и меньшую маневренность.

Существуют лигерады с ножным или ручным приводом на переднее или заднее колесо. Как правило, их классифицируют на прогулочные, спортивные и рекордно-гоночные.

Лежачий велосипед был изобретен без малого век спустя после обычного. Американский изобретатель Браун запатентовал свое детище в 1902 году. Лежачий велосипед продавали в США за 100 долларов. Всем нам известная фирма Peugeot раньше была крупным производителем именно велосипедов. Перед Первой мировой войной она начинала производство лигерадов, но была вынуждена его свернуть в силу внешних причин. Лигерады довольно быстро завоевали популярность именно на курортах, например, во Флориде, где отдых располагает к наслаждению окрестностями при неспешной езде и где маневренность совсем неактуальна. Рикамбенты и сейчас очень популярны в Европе среди отдыхающих.

Переходите по ссылке в интернет-магазин «ВелоДрайв» и выбирайте велосипед или приходите в розничный магазин и наши консультанты помогут подобрать подходящий вариант.

Спасибо за заявку

Заявка на выезд веломеханика

Телефон (812) 920-26-18 с 10:00 — 20:00

Выезд мастера по СПб бесплатный, если стоимость ремонтных работ выше 1000 рублей. Если стоимость ремонтных работ ниже, стоимость вызова составит 500 рублей. Для Ленобласти действуют тарифы доставки.

Источники:

http://kakvelo.ru/vybor/velosipeda/preimushhestva-i-nedostatki-lezhachego-velosipeda-ligerada-ego-klassifikaciya-i-vidy.html

http://kotovski.net/chto-takoe-ligerad-beseda-s-aleksandrom-samorodovyim-pro-lezhachie-velosipedyi/

http://bikepedia.ru/raznoe/ligerad/

http://2kls.ru/chto-takoe-lezhachij-velosiped-ligerad/

http://gevis.ru/chto-takoe-elektroligerady/

http://www.velodrive.ru/news/site/ligerad_lezhachiy_velosiped/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector